Reuters

В Кремле сорвалось подписание документа о газопроводе в Туркмении, который собирался строить "Газпром". У "Газпрома" нет на это денег, а Ашхабад думает вести трубу в обход России, пишут "Ведомости".

Газопровод Восток-Запад должен снабжать газом ведущий в Россию Прикаспийский газопровод, его строительство должно начаться в этом году. По данным сотрудника администрации президента, подписать документ планировали по итогам переговоров президентов.

Однако среди подписанных соглашений его не оказалось. На вопрос журналистов почему, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер тихо произнес: "Уходим" - и молча направился к выходу. Министр энергетики Сергей Шматко тоже не стал отвечать, отмечает газета. Наиболее примечательные цитаты из российских газет на эту тему приводит сайт "Заголовки.ru".

Не подписывать соглашение было желанием обеих сторон, рассказал источник, близкий к руководству "Газпрома". Президент Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедов не хотел этого по политическим причинам, поскольку существуют проекты газопроводов в обход России: Транскаспийский - в Турцию и Nabucco - в Европу, объясняет он. У "Газпрома" же нет на это лишних средств, поскольку цены на газ будут понижаться, утверждает собеседник "Ведомостей". От соглашения, скорее всего, откажутся, предполагает он.

По словам помощника президента Сергея Приходько, документ планируется доработать, принципиальных разногласий у сторон нет. Стоимость проекта, по оценкам экспертов, не менее 1 млрд долларов, а вопрос ресурсов в связи с кризисом серьезный, сказал он. По словам Приходько, два президента подпишут соглашение в ходе ближайших встреч. Это может произойти летом, или на Петербургском экономическом форуме, или на скачках на приз президента, сказал источник в Кремле. Туркменская сторона осталась в целом довольна, говорит источник, близкий к туркменской делегации.

Прошлым летом Миллер заявил, что "Газпром" будет строить трубу на собственные средства. Строительство рассчитано на четыре года. Пока не стабилизировались цены на газ, запускать миллиардный проект - большой коммерческий риск, считает Андрей Грозин из Института стран СНГ. Роль могло сыграть и давление России в визовом вопросе, говорит эксперт. Накануне визита вице-премьер Виктор Зубков заявил, что России и Туркмении нужно добиться упрощения визового режима вплоть до его отмены. Это означало бы для Бердымухаммедова открытие страны, а он не любит, когда на него давят, сказал Грозин.