Министерство культуры РФ приняло решение о переводе Торопецкой иконы Богородицы из Русского музея на хранение во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени Грабаря (ВХНРЦ).
Как рассказал начальник отдела музейного фонда Минкультуры РФ Владимир Фомин, икона нуждается в тщательном контроле со стороны реставраторов. Об этом говорится в статье, опубликованной в газете "Коммерсант", сообщает портал "Интерфакс-Религия".
"Наши специалисты смогут заботиться об иконе уж точно не хуже, чем в Русском музее", - заявила главный хранитель Центра имени Грабаря Наталья Ярцева.
В свою очередь в пресс-службе Русского музея сообщили в среду агентству "Интерфакс", что "Торопецкая икона не вернется".
"Это приказ Минкультуры, мы сами здесь ничего не понимаем. Нам, ничего не объясняя, просто сообщили, что икона переходит в Торопецкий монастырь", - заявил собеседник агентства.
В пресс-службе отметили, что за время хранения иконы в Княжьем Озере в поселок регулярно ездили сотрудники музея, в том числе заместитель директора, которые подтверждали, что там были созданы все необходимые для длительного содержания святыни условия.
По данным пресс-службы Русского музея, в настоящее время 39 экспонатов хранилища находятся на временном хранении в храмах Русской православной церкви. Из них по 11 предметов хранятся в Александро-Невской лавре (с 1959 года) и в Казанском соборе (с 1994 года). 14 экспонатов размещены в соборе Владимирской иконы Божьей матери (с 1989 года).
Недавно министр культуры Александр Авдеев сообщил, что икона переедет в Торопецкий монастырь сразу после создания там необходимых условий для хранения святыни.
Торопецкая икона была доставлена из Русского музея в храм Александра Невского в подмосковном коттеджном поселке Княжье Озеро 3 декабря 2009 года. Основанием стало решение реставрационного совета музея о возможности временного (в течение полугода) экспонирования при обеспечении оптимальных условий хранения.
Позже Русский музей продлил договор временного хранения иконы в поселке до 22 марта 2011 года.
По словам Авдеева, киот, в котором святыня сейчас временно хранится, "один из лучших в мире", и в нем икона, по мнению специалистов, "стала "выздоравливать".
Напомним, что 4 октября этого года на встрече с журналистами министр культуры РФ Александр Авдеев подробно рассказал о судьбе образа Торопецкой Божией Матери.
По словам министра, Торопецкая икона после завершения ее экспонирования в подмосковном храме Александра Невского переедет в Торопец на один год. Однако это произойдет тогда, когда в Корсунско-Торопецком соборе "условия хранения для иконы будут не хуже, чем в музее".
"По соответствующему контракту, который был заключен между Минкультуры, Русским музеем и РПЦ, икона переедет на родину, в Торопецкий монастырь, откуда она была изъята после революции. Но там она окажется только тогда, когда будут созданы идеальные условия хранения - и климатические, и охранные", - заявил министр.
Он отметил, что в этом вопросе Минкультуры занимает принципиальную позицию. При этом Авдеев не исключил, что икона может пробыть в Торопце дольше одного года, однако она по-прежнему останется в музейном фонде РФ.
Со своей стороны, президент группы "САПСАН" и меценат Сергей Шмаков, жертвующий средства на восстановление Корсунско-Торопецкого собора, заявил РИА "Новости", что в настоящее время заказан проект реконструкции храма.
"Храм стоит на валунах, и сейчас очень сложно дать полную оценку, как будет вести себя камень дальше, поэтому сейчас заказан соответствующий проект. Дальнейшие вопросы будет решать специальная комиссия", - пояснил Шмаков.
Меценат отметил, что и на новом месте, в Торопце, образ будет находиться в двойной климатической капсуле, где первая обеспечивает вентиляцию и влажность, а вторая служит броней от вандалов.
Икона Торопецкой Божьей Матери, также известная как Эфесская, Полоцкая, Корсунская, является одной из старейших икон в коллекции Русского музея. В 1173 году образ был торжественно установлен в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы. Затем с XVII века по 1920-е годы икона находилась в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе. В 1930 году ее передали в Русский музей, где образ хранился в фондах и не выставлялся из-за опасности его окончательной утраты.
Для транспортировки и хранения иконы вне музея была создана климатическая капсула, позволяющая поддерживать необходимый уровень температуры и влажности, а ее состояние оценивает специально созданная комиссия.
Ранее в СМИ сообщалось, что Шмаков является застройщиком подмосковного коттеджного поселка Княжье Озеро, в храм при котором из Русского музея на временное экспонирование в декабре 2009 года была выдана икона Торопецкой Божьей Матери. Сроки ее возвращения неоднократно переносились (в последний раз - до конца 2011 года), а руководство Минкультуры заговорило о том, что образ вернется в Торопец, в реставрируемый на средства благотворителей, в том числе Шмакова, Корсунско-Торопецкий собор, из которого он попал в музейный фонд после революции. На официальном сайте храма объявлен сбор средств для его подготовки ко встрече со святыней - в списке необходимых мероприятий, в частности, значатся установка железных дверей, системы отопления и покупка оборудования для охранной сигнализации.