Тысячи лампад зажглись сегодня в буддийских храмах России. Священнослужители и миряне отмечают один из главных религиозных праздников буддийского календаря - Дзул-Хурал (в тибетской традиции - Нгачо Чэнмо), который чаще так и называется Праздник тысячи лампад. Он посвящен уходу в Нирвану небожителя буддийского пантеона ламы Цзонхавы. Его почитают наравне с Буддой. Празднование начинается в 25-й день десятого месяца лунного календаря.
Учение этой школы исповедуют большинство буддистов РФ - последователей ламаизма.
Ламы Цзонхавы (1357 - 1419 гг.) - выдающийся ученый, проповедник и основатель школы Гелугпа (тиб. "Закон добродетели"). Цзонхава снискал известность, когда ему еще не усполнилось 30 лет, после создания философского трактата "Сэртренг" (тиб. "Золотые четки"). Но основными трудами Цзонхавы считаются трактат "Ламрим чхенмо" ("Ступени великого Пути"), где излагается учение о трех типах личности, о степенях пути достижения Нирваны под руководством ламы-учителя, теория Пустоты (Шуньята) и практика созерцания, а также трактат "Нгагрим" ("Ступени тантры"), посвященный учению тантрического буддизма.
С основанием школы Гелугпа традиция связывает четыре главных деяния Цзонхавы: реставрацию и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи как знак тысячелетнего существования новой школы; возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета; учреждение праздника Монлам чхенмо (см. Новый Год), что способствовало единению народа и новой школы; и строительство монастыря Галдан, или "земли Тушита", где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы - мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.
Учение созданной Цзонхавой школы получает широкое распространение. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), стал носить титул гьялва (тиб. "победитель") и считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары. С середины XVII в. школа Гелугпа утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае (как придворная буддийская школа императорского двора).
В день памяти смерти Цзонхавы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста. С наступлением темноты внутри и вокруг храмов зажигают светильники - они горят до наступления рассвета. В монастырях устраивается торжественная процессия, во время которой люди идут с зажженными факелами и несут скульптурное изображение Цзонхавы.
В России, на протяжении трех дней в дацанах будут совершаться молебны. Во время праздника миряне приносят сюда "тысячи подношений Учителю" - молоко, чай, сладости, а также масло для тысячи зажженных лампад, символизирующих свет учения буддизма, сообщает ИТАР-ТАСС.
В честь праздника в резиденции Буддийской традиционной Сангхи России - Иволгинском дацане, для верующих открыт доступ к нетленному телу Хамбо-ламы Даши-Доржо Итигилова. Он умер в 1927 году во время медитации. Тело, застывшее в позе лотоса, было найдено нетленным в 2002 году в месте захоронения.