Русская православная церковь (РПЦ) отмечает 6 января Рождественский сочельник - канун великого праздника - Рождества Христова.
В это утро местоблюститель патриаршего престола митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл возглавил Божественную литургию в Новоспасском ставропигиальном монастыре. Она началась в 9:00 (мск), сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Московской Патриархии.
А в 22:00 митрополит Кирилл совершит ночное рождественское богослужение в кафедральном соборе РПЦ - московском храме Христа Спасителя. Праздничная служба, включающая всенощное бдение и Божественную литургию, завершится уже ранним утром 7 января.
Ожидается, что в крупнейшем храме столицы в эту ночь, как и в предыдущие годы, соберется более пяти тысяч верующих.
Праздничные богослужения пройдут во всех действующих храмах Москвы, которых вместе с часовнями насчитывается более 800. Всего же в мире - свыше 29 тысяч приходов РПЦ.
Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января встречают Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные Церкви, а также афонские монастыри, католики восточного обряда (в частности, Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, живущие по Юлианскому календарю.
Празднику Рождества предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января включительно.
В Рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.
Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник.
Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.
Согласно евангельскому преданию, когда правивший Иудеей римский император Август объявил перепись населения, и каждый должен был записаться именно там, откуда он был родом, праведный Иосиф отправился с обрученной ему Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, поэтому Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - вертеп). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.
Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Христа и потому именуется Вифлеемской.
"Родившийся в Вифлееме Богочеловек Христос да благословит всех нас в наступающем новом году миром, здравием и успехом во всяком добром деле! Да принесет Он в наши дома, в наши страны, города и веси радость жить в согласии, любви и правде Его. В этот священный праздник обращаю к вам слова святого апостола Павла: "Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, и Бог любви и мира будет с вами" (2 Кор. 13. 11)", - пожелал в подготовленном заранее Рождественском обращении патриарх Московский и всея Руси Алексий II, скончавшийся 5 декабря, за месяц до Рождества 2009 года.
"В эти дни мы вспоминаем, как Сын Божий снисшел к людям, дабы каждый из нас мог воссоединиться с Ним. Но чтобы эта возможность стала реальностью, от нас требуется ответ, достойный Божественной любви наша любовь, любовь деятельная и жертвенная, любовь, которая "не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла" (1 Кор. 13. 4-5)", - отметил в Рождественском послании верующим митрополит Кирилл.
Пример такой любви, по его словам, явил своей жизнью Патриарх Алексий. "Он, подобно евангельскому доброму пастырю, полагал жизнь свою за овец, врученных его попечению Пастыреначальником Христом. Несомненная заслуга почившего Святейшего патриарха это сохранение богозаповеданного единства церкви, которое не смогли поколебать никакие попытки внести в церковную жизнь расколы и разделения. Прошедшее в Москве, Киеве и Минске празднование 1020-летия Крещения Руси ярко подтвердило волю церковного народа к единению", - подчеркнул митрополит.
Он пожелал всем "доброго и благоуспешного" года. "И да сопровождают нас на всех жизненных путях "благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа" (1 Кор. 13. 13)", - заключил местоблюститель патриаршего престола.