День космонавтики, отмечаемый сегодня в память о полете Юрия Гагарина, дает замечательный повод поразмышлять о целесообразности тех или иных научных изысканий и об отношении к ним религии.
В разные эпохи религия и наука то приближались друг к другу, то вдруг оказывались по разные стороны баррикад в войне за человеческие сердца и умы. Выйдя из средневековых монастырей, европейская наука отреклась от богословского взгляда на мир в эпоху Возрождения, и совсем уж стала враждебной Церкви в век Просвещения. Причины бунта ученых мужей против власти клерикалов понятны. Религии, утратив свое первоначальное призвание - давать людям живой опыт духовной жизни и вести человека в иные, закрытые для материалистичного взгляда сферы, - превратились в политику, в еще один способ порабощения людей. С другой стороны, самые пытливые и искрение умы, доходя в своих исследованиях до определенной черты, осознавали тщетность человеческих усилий в познании абсолютной истины. За пределами возможностей науки всегда остаются неведомые, не поддающиеся экспериментам сферы бытия.
Несостоятельность научно-атеистического мировоззрения становится очевидной в ХХ веке, когда каждое новое открытие, которое часто представлялось окончательной и безоговорочной истиной, вскоре опровергалось результатами новых изысканий. Полет же в космос, состоявшийся 45 лет назад, для одних стал лишь подтверждением безграничности и величия божественного творения, других же еще более утвердил в мысли, что никакого Бога нет, что человек сам себе Бог. Аргумент - Гагарин летал в космос и никакого Бога там не видел, – использовался примитивной советской пропагандой для воспитания новых поколений богоборцев.
Корреспондент сайта "Мир религий" обратился к российским представителям пяти мировых религий с вопросами о том, приобрело ли человечество что-то ценное для себя, отправив своих сыновей в космос, или народные деньги зря сжигаются в соплах ракет? И не укрепили ли полеты космонавтов, так и не обнаруживших Бога в пустом черном пространстве, позиции атеистов? Ведь с каждым новым открытием на пути материалистического прогресса человеческая гордыня, которая отделяет людей от Создателя, лишь усиливается. А вместе с ней порой возрастает и глупость, на которой, например, некий ловкий американец неплохо наживается, распродавая участки Луны.
Отношение же религиозных деятелей к покорению космоса, за редким исключением, оказалось неожиданно лояльным, что, возможно, вызвано необходимостью соблюдать политкорректность. Особенно в канун национального праздника, который связан с особой гордостью россиян за свою страну.
Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества Михаил Дудко: выход в космос может служить не только антирелигиозной пропаганде, как это было в Советском Союзе, но и наоборот, усилению религиозного чувства
Мы в Русской православной церкви не проводили анализа экономической составляющей нашей космической программы, и я затрудняюсь сказать, как лучше использовать те очень значительные деньги, которые тратятся на космическую программу. Одно я могу сказать: не все исчерпывается деньгами и экономикой. Нельзя оценить в рублях полет Гагарина и наше первенство в космосе, которое в очень многих вселило гордость за свою страну и чувство патриотизма.
Может это не очень хорошая аналогия, но, тем не менее, я ее использую. Наши храмы и монастыри тоже ведь экономически нецелесообразны. И если подходить к этому делу логически, то можно построить гораздо более скромные сооружения, которые исполняли бы, по сути, те же самые функции. В них можно было бы собираться и молиться и позолоченные купола, сложная архитектура, оказались бы излишними. При всей неточности аналогии, думаю, направление моей мысли понятно: гордость за свое сообщество, за свою страну и народ, внушает не экономическая целесообразность, а высшее достижение человеческого духа и разума, к которому относится и полет Гагарина.
Если же говорить о том, способствуют ли космические исследования распространению атеизма, то очень многие космонавты и астронавты говорили о том, что их религиозные чувства во время полета не только исчезают, но, наоборот, усиливаются. Известен случай, когда один из первых людей, ступивших на Луну, начал цитировать первые главы Книги Бытия. Выход в космос может служить не только антирелигиозной пропаганде, как это было в Советском Союзе, но и наоборот, усилению религиозного чувства.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: только неинтеллигентные люди могли пропагандировать атеизм на том лишь основании, что Гагарин Бога не видел
Христиане веруют в божественное провидение, и это позволяет позитивно интерпретировать историю мира, в том числе и научно-технический прогресс. Любое достижение науки и техники может использовать во благо человеку, но может обернуться ему и во вред. Однако это не умаляет важности научно-технического прогресса. Просто человек должен ответственно пользоваться достижениями науки и техники, в том числе и в области освоения космического пространства, которое, вне всякого сомнения, имеет огромное значение для человечества.
Что касается вопроса о том, что полет в космос усилил позиции атеистов, то только неинтеллигентные люди могли таким примитивным образом пропагандировать атеизм на том лишь основании, что Гагарин Бога не видел. Я в свое время занимался космической отраслью, мое светское образование связано с космическими аппаратами. Но работа в этой отрасли мне не мешала быть верующим человеком.
Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: истинный ученый не может быть атеистом, он, если и не говорит о Боге, то знает о существовании Вселенского Разума
Уверен, что космические изыскания необходимы, Бог ведь создал человека любознательным и мы должны изучать то, что Он создал. Чем больше человек изучает космос, тем больше он открывает Бога. Поэтому, несмотря на дороговизну этих исследований, все равно эта "овчинка стоит выделки", потому что мы больше познаем Бога.
Да, в советское время нам говорили, что космонавты Бога не видели, но это происходило от глубокого невежества тех педагогов, которые нам преподавали. Истинные же ученые, чем больше они исследуют космос, тем больше они видят Бога. В Библии написано, что можно увидеть Бога через рассматривание Его творения. А галактика, космос, это одно из величайших Божьих творений. Поэтому истинный ученый не может быть атеистом, он, если и не говорит о Боге, то знает о существовании Вселенского Разума. Иными словами, он признает Творца, который тождественен Богу.
Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: человек должен искать себе подобных в иных мирах, и я думаю, что это очень перспективно
Научный прогресс так ли иначе связан с развитием космонавтики, и я считаю, что человечество должно расширять границы познания. Поэтому любые космические исследования в принципе не противоречат исламу. Ислам призывает увеличивать знание, мне сразу в голову приходит цитата из Корана – "Боже, увеличь мои познания"! Поэтому знания должны возрастать в различной системе координат.
Через обращение к достижениям человеческого опыта, можно, например, заново открывать для себя древнегреческих философов. Но можно идти научным путем, который стал возможен, в том числе, и благодаря достижениям космонавтики. Человек должен искать себе подобных в иных мирах, и я думаю, что это очень перспективно.
Идеи же, что Гагарин в космосе Бога не видел, пропагандировались в другое время в другой, атеистической стране. Думаю, что полеты человека в космос как раз свидетельствуют о безграничности возможностей Творца. И то, что у человека возникают вопросы, есть ли другие цивилизации, еще одно доказательство того, что человеческий разум пока не в состоянии постичь Божественную мудрость. Наш разум, будучи ущербным, не в состоянии познать гигантский божественный проект.
Как написано в Коране, каждому провозвестию свое время. Возможно, мы стоим на пороге новых открытий, которые перевернут все наши представления и расширят возможности развития цивилизации.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: Гагарин – человек, который мог бы быть святым, Русская православная церковь могла бы его канонизировать, для того, чтобы он был примером для ребят
Не буду говорить за весь иудаизм, но лично я думаю, что космические исследования ведутся не напрасно, и я приветствую любой шаг человечества на этом пути. Слава Господня проявляется в познании того мира, который Он сотворил. Чем больше мы познаем мир, чем больше познаем Господа, как меру всех законов, тем ближе мы к Нему.
Полет Гагарина – это слава Росси, слава всего человечества. Гагарин – человек, который мог бы быть святым, Русская православная церковь могла бы его канонизировать, для того, чтобы он был примером для ребят.
Космические исследования усиливают все стороны нашей жизни, усиливают они и конкуренцию, в том числе и с теми, кто отрицает эволюционный путь развития, который я признаю в своей интерпретации. Для меня не существует разделение людей на атеистов и людей религиозных. Все мы люди, и бывают минуты, в которые нас посещает вера в то, что Всевышний является причиной всего и что Он с нами и в этой жизни и в будущей. Но случаются мгновения, когда мы сомневаемся во всем, и тогда о нас говорят, что мы атеисты. Поэтому не следует делить людей на верующих и атеистов, мы все одна семья и должны быть милосердными ко всем. Я не считаю ученых атеистами, тот же Виталий Гинзбург гораздо ближе к Богу, чем некоторые темные раввины.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: космос, помимо того, что он помогает решать какие-то чисто практические вопросы, связан еще и с религией
Любой прогресс что-то реализует в той или иной сфере. Как и все в этом мире, в прогрессе можно найти и хорошее и плохое, все относительно. Космические исследования дают информацию не только лишь о других планетах, но и, что для человечества особенно важно, о многих явлениях природы, в том числе о грозящих нам катаклизмах. Космонавтика помогает также исследовать ресурсы земли.
Но космос, помимо того, что он помогает решать какие-то чисто практические вопросы, связан еще и с религией. И в этом контексте я бы посоветовал людям, чтобы они не пребывали в иллюзии и были более приземленными. Я поясню, что имею в виду. Иногда ко мне приходит человек и говорит, что он общается с космосом. Я его спрашиваю: "Как же вы общаетесь с космосом? Настраиваетесь на волну?". Он говорит: "Да, настраиваюсь". С таким человеком все понятно. Поэтому с данной точки зрения лучше быть реалистом и находиться на земле.
Президент Центра обществ сознания Кришны в России Бхакти Вигьяна Госвами: если сознание не меняется и человек пытается механически штурмовать другие планеты, то он все равно останется в сфере притяжения Земли
С точки зрения ведической концепции вся вселенная населена живыми существами различных видов и уровней сознания. Живые существа данного уровня не могут перенестись на другой уровень. Для того чтобы перейти в иной план существования или на другую планету, человек должен изменить свое сознание. Механические средства тут не помогут.
В сокровенных ведических текстах описаны, в частности, мистические силы, которые позволяют человеку переноситься с одной планеты на другую. Но это, повторюсь, в принципе возможно только при достижении определенного уровня сознания. Но если сознание не меняется и человек пытается механически штурмовать другие планеты, то он все равно останется в сфере притяжения Земли. Все попытки выйти в открытый космос, если посмотреть на проблему через призму реального космоса, достаточно смехотворны. Человек все равно крутится в непосредственной близости от Земли и при этом гордо заявляет, что он покорил вселенную.
Человеку просто нужно хорошо понимать свое место и исполнять свои обязанности. Я понимаю, что мой ответ может не соответствовать принципам политкорректности, но, строго говоря, с точки зрения здравого смысла все игры с космосом ничего, кроме непредвиденных и нежелательных последствий, принести не могут.
Представление о том, что полеты в космос являются уникальными достижениями человеческого прогресса, основаны, увы, на несколько наивных взглядах на цивилизацию. Принятая в иудео-христианской традиции так называемая линейная концепция истории, внушает человеку, что наша цивилизация представляет собой некое уникальное явление. Веды же, во-первых, говорят, что аналогичные цивилизации существуют на других планетных системах и населяющие их существа давно летают в космос не только с помощью механических, но и более изощренных средств путешествия через другие измерения. Во-вторых, в соответствии с Ведами, история циклична, поэтому те или иные явления здесь повторяются, как повторяются, день и ночь или времена года. Время, в которое мы живем, хоть ему и присущ огромный чисто механический прогресс, оно, тем не менее, характеризуется упадком других, гораздо более важных сторон жизни, таких как духовность, утонченные эмоции, сфера человеческих отношений. Нечто подобное уже происходило на Земле, и вполне возможно, что предшествовавшие нам цивилизации также пытались покорить космос. Но люди от этого так и не стали счастливее или лучше.
Разумеется, покорение космоса по своей природе акт бунтарский. Само слово "покорение" означает, что мы пытаемся подчинить своей власти что-то, что в данный момент нами не контролируется. Понятно, что космос никакой человек подчинить себе не может, но сама попытка это сделать атеистична по своей природе. Мы много раз слышали аргумент о том, что покорение космоса свидетельствует об отсутствии Бога. Но подобное утверждение ни о чем не свидетельствует кроме некоего эфемерного, символического шага на чуть более удаленное расстояние от уготовленного нам места на планете Земля.