youtube.com

В Москве накануне в рамках проекта "Школа.Live" состоялось ток-шоу, в ходе которого учителя и родители обсудили введение обязательного предмета "Основы религиозной культуры и светской этики" (ОРКСЭ) и то, как реагируют на него школьники. Форум проводился при поддержке газеты "Московские новости", радиостанции "Эхо Москвы" и РИА "Новости". Заявленная тема - "Религия в светской школе - чему научат наших детей?".

Как сообщает сайт "Московских новостей", в дискуссии приняли участие эксперты по религиозному образованию и представители конфессий. В их числе - заведующая кафедрой журналистики и связей с общественностью Российского православного университета Святого Иоанна Богослова Елена Жосул, старший научный сотрудник Федерального института развития образования, автор учебных пособий "Религии мира" и "Религии в России" Андрей Кулаков, директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров, начальник Отдела образования Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) Ислам Зарипов и председатель исламской религиозной организации "Солидарность" имам хатыб Комектес Жагипаров.

Учителя поделились своим опытом преподавания модулей ОРКСЭ, а родители рассказали о своих впечатлениях.

По словам преподавателя светской этики в Центре образования N548 Марины Русаковой, родители сомневались, куда отдавать детей. Сам по себе предмет интересный, но учебные пособия для детей начальных классов тяжелы, и, кроме того, все зависит от того, как он подается учителем, рассказала она.

Участники обсуждения не без иронии отмечали, что лучший способ вызвать у ребенка ненависть к писателю - это включить его произведения в школьную программу, но, если говорить серьезно, то эта шутка относится не только к литературе. У родителей есть опасения, что после включения в программу школы религиозного предмета, дети могут начать воспринимать религию неадекватно.

Однако многое в этом смысле зависит и от школы. По словам отца одной второклассницы, "есть школы, где к детям относятся творчески, а есть те, где у детей отбивают всякой интерес к тому, что происходит".

"Мой ребенок интересуется православной культурой, и я с ужасом думаю, что если ОПК в школе введут, на интересе можно будет поставить крест", - опасается он.

В свою очередь Елена Жосул отметила, что качественных преподавателей православного модуля не хватает, но РПЦ работает над этим. Изучать православный модуль будет 1/3 московских школьников, заявила она.

В качестве преподавателей религии и этики обычно выбирают историков и словесников. Но работать согласны не все, поскольку считают, что модули не отработаны как следует. Так, например, учитель русского языка Всеволод Луховицкий, который отказался пройти курс обучения для преподавания ОРКСЭ, считает, что с этим предметом был проведен эксперимент, а о результатах его известно мало, и контрольной группы не существует. "Лучше экспериментировать на мышах и кроликах, а не на детях", - считает Луховицкий.

Николай Шабуров уверен, что подобные курсы надо изучать в старших классах. И это мнение нашло понимание, поскольку, по мнению некоторых выступавших, четвероклассники к новому предмету не готовы.

В ходе обсуждения был затронут и межконфессиональный аспект ОРКСЭ. Отмечалось, что если сосуществование в школе религии и этики носит мирный характер, то два конфессиональных модуля могут привести к конфликту. А один из участников ток-шоу, Радик Амиров, привел пример экспансии православия, когда в школе на линейке священник окроплял святой водой всех присутствующих, не интересуясь их вероисповеданием, хотя среди школьников, учителей и родителей были также и мусульмане. Возник спор. Амиров утверждал, что Россия - светская страна, а священник - что православная. Слышались жалобы и на то, что в Москве практически не обучают исламскому модулю ОРКСЭ, что вызвано нехваткой квалифицированных преподавателей с признанным государством дипломом.