Московская Патриархия опровергла утверждение британской газеты "Таймс" о том, что нынешний глава Русской Православной Церкви в советские годы сотрудничал с КГБ.
Официальный представитель Патриархии протоиерей Всеволод Чаплин в интервью "Интерфаксу" в среду назвал подобные утверждения "абсолютно бездоказательными". По его словам, "нигде нет данных о том, что Патриарх Алексий II был сотрудником спецслужб, и ни на одном из секретных документов нет его подписи".
"Я не думаю, что имел место какой-то прямой диалог нынешнего Патриарха с КГБ", - заметил протоиерей. По его словам, в советское время "все епископы общались с представителями Совета по делам религий при правительстве СССР, что было неизбежно, так как любой, даже мелкий технический вопрос, решался через этот орган. Другое дело, что Совет по делам религий свои материалы направлял в КГБ".
Подчеркнув, что "Церковь не только может, но и должна находиться в диалоге и сотрудничестве с любой властью", Чаплин сказал, что ее контакты с государством, в том числе с советским, "нельзя считать чем-то порочным и недостойным". "Конечно, - добавил он, - то, что прежняя власть была богоборческой, накладывало на эти отношения определенную специфику. Например, какие-то государственные чиновники в том же Совете по делам религий могли писать свои внутренние отчеты и интерпретировать контакты с представителями Церкви как им это было выгодно, в частности, рапортовали об успехах атеистической работы".
Вместе с тем, заявил Чаплин, "даже в тех условиях контакт с властями был полезен для отстаивания интересов Церкви и для ее участия в жизни государства и общества, которое, пусть и в лимитированных масштабах, имело место и при советской власти".
Официальный представитель Патриархии затруднился ответить на вопрос корреспондента "Интерфакса" о псевдониме "Дроздов", который приписывают Алексию II. Однако он заметил, что "одним из авторов подобных измышлений является небезызвестный Глеб Якунин, который делал и делает все, чтобы максимально ослабить авторитет Русской Церкви. Этот человек, в прошлом клирик Московского Патриархата, очевидно, считал, что у него должна была быть какая-то особая роль в Церкви. Но его радикальная позиция получила отвержение у паствы, у духовенства, и, видимо, теперь он пытается мстить за то, что ему не удалось занять особое положение".
Появление публикаций, порочащих Патриарха, Чаплин объясняет тем, что "и в России, и в мире есть достаточно сил, которым выгодно ослабление христианства в целом и, в частности, Русской Православной Церкви". "Естественно, эти силы будут постоянно искать поводы, чтобы ослабить нашу Церковь и возвести на нее разного рода обвинения", - сказал он.