На волне внимания к драме с затворниками из Пензенской области в прессе продолжают появляться публикации, рассказывающие о различных нетрадиционных религиозных группах, существующих на необъятных просторах России. Одна из них обитает в двухстах с лишним километрах от Москвы.
Деревню Кощеево Любимского района Ярославской области несколько лет назад облюбовало так называемое "Опричное братство Ивана Грозного". В народе о здешних обитателях ходят весьма противоречивые слухи - одни говорят, что это странноватые, но, в общем, вполне адекватные люди. Другие обвиняют опричников в религиозном фанатизме, дикости и даже жестокостях. "Российская газета" рассказывает сегодня о том, что удалось выяснить про этих людей ее корреспондентам.
Живут опричники без удобств: туалеты - на улице, воду надо брать из колодца. Рядом со стогами сена стоят полуразвалившиеся телеги. Откровенно говоря, общее ощущение от Кощеева - не таинственности, а убогости, крестьянской бедности.
На вид опричники тоже не представляют собой ничего особенного - простые работяги в бушлатах и рукавицах, с небольшими бородами.
Мужчины-опричники были удивлены появлением к вечеру двух корреспонденток, смотрели на них с интересом, без агрессии, но чаем напоить отказались, на разговор не пошли и посоветовали отправиться в соседнюю деревню. Им было все равно, что о них расскажут.
Как рассказали корреспондентам, в общине опричников три семьи - Кублинские, Романовы и Чистобородовы. В Кощееве они появились несколько лет назад - все они выходцы с Дальнего Востока. Их духовный лидер Андрей Щедрин скупил множество домов и в Любиме, и в его окрестностях. Но центр опричнины они организовали в Кощееве. Сначала опричники ходили в местную церковь. Ничего предосудительного в их поведении не находили. Они ведут собственное хозяйство, не курят, не ругаются матом, вино пьют собственного изготовления и только по праздникам. Правда, со временем отношение к ним изменилось. Они стали распространять свое издание - "Опричный листок", в котором обвиняли Русскую православную церковь в продажности и пропагандировали национализм.
По словам сектоведа Александра Дворкина, идейный вдохновитель и руководитель "опричников" Андрей Алексеевич Щедрин (псевдонимы Николай Козлов и Б. Ольховский), - известный в околоправославных и националистических кругах публицист. Заявляя себя православным, Щедрин-Козлов говорит об "испорченности" церковной иерархии, начиная с Патриарха и кончая большинством иереев", и о необходимости создавать "церковь верных", на роль которых претендует его собственная "опричная церковь".
Судя по виду, поведению и разговорам самих опричников и молодых опричниц сознание их контролируется весьма профессионально. Мощнейшим инструментом воздействия является внушаемый им страх перед антихристом, ИНН, переписью, новыми паспортами. Опричники боятся и друг друга, имеет место повальное стукачество (во время исповеди). С непослушными, видимо, поступают очень жестко.
"Эта секта устроена по тем же принципам, что и пензенская: изоляция, контроль над адептами, которые находятся в изоляции, к примеру, секта Виссариона в тайге Красноярского края, - рассказал газете Александр Дворкин. - Основные психологические приемы, которые они применяют при вербовке, - это контроль сознания, обман и так называемая "бомбардировка любовью". Человека поначалу всячески обихаживают, стараются ему понравиться, чтобы довести его до дверей секты. Как известно, на чужой территории он более внушаем".
Местные жители видели у "опричников" иконы Ивана Грозного и Григория Распутина - они для жителей Кощеева святые. Объектом любви и почитания является также их лидер Щедрин. Этот человек обладает даром гипноза, а потому в его руках опричники становятся безвольными существами. Они готовы слушаться его во всем. За непослушание могут даже выпороть. У них на территории есть пень. Соседи слышали, как Щедрин грозился: "Ослушаетесь, отрублю голову на этом пне!"
Правда, прокурор Любимского района Антон Морозов заявил, что никаких правонарушений за обитателями Кощеева не числится. Официально организация "Опричное братство" в районе не зарегистрирована.
Более полную информацию предоставил газете предшественник Морозова, ныне прокурор Ярославского района Владимир Пеньков. По его словам, проблемы с опричниками были в основном в 2000-2001 годах. Они конфликтовали с милицией - протестовали против проверки документов. Однажды даже ведро воды на участкового вылили. Однако потом даже приходили извиняться - обещали, что будут вести себя тихо. Был еще один скандал - с Украины приехала женщина, чья дочь ушла к опричникам. Дама уверяла, что ее дочь удерживают силой и подвергают жестокостям. Однако эти данные не подтвердились.
Руководитель миссионерского отдела Ярославской епархии, настоятель Петропавловского храма села Петрово Ярославского района отец Серапион пояснил, что "Опричное братство" - околоправославная секта, которая, используя атрибуты православия, вместе с тем несет большую разрушительную силу, так как отрицает многие базовые доктрины Церкви. У них весьма своеобразные представления о месте царской власти в православии, и их духовная практика напоминает практику тоталитарной секты.
Всплеск сектантства происходит на фоне бездуховного рационализма и обнаженной меркантильности общества, считает профессор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Федор Кондратьев. Актуализируется спрос на удовлетворение "чувства Бога". Соответственно из-за рубежа появляется и огромное количество желающих объяснить, как надо его понимать. Американские коллеги даже говорят о рынке религиозных учений, на котором каждый может выбрать себе товар по вкусу. Там тысячи новых объяснений, что есть Бог, порой грубых и нелепых, но ходовых, попсовых.
Во время судебно-психиатрических экспертиз, которые приходилось проводить Кондратьеву, сектанты охотно рассказывали о своей деятельности. Один из испытуемых, связанный с одной из самых деструктивных сект - сатанистами, в частности, сообщил о пяти мощных организациях в Москве с общим числом членов около тысячи человек. По всей России, утверждал он, таких общин более ста, рассказал психиатр.
Случаи, конечно, индивидуальны, но исследования завербованных показывают: у них развивается так называемое зависимое расстройство личности. Это выражается в том, что любое жизненное решение они принимают только с разрешения старшего по культу. Эта зависимость сродни наркотической.По данным "Российской газеты", в России сейчас насчитывается от 300 до 500 различных сект. Численность людей, вовлеченных в деструктивные и оккультные религиозные организации, достигает миллиона человек, причем 70% из них - это молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет, только "штатных" сектантов насчитывается минимум 600-800 тысяч. В России 250 тысяч детей остались сиротами по вине этих сект.