Конституционный суд РФ принял к рассмотрению запрос президента Чечни Алу Алханова, поданный в связи с "делом Ульмана".
Алханов просит проверить, соответствуют ли Конституции России положения ряда законов, позволивших Северо-Кавказскому окружному военному суду рассматривать данное дело с участием присяжных из других регионов страны, сообщает "Интерфакс" со ссылкой на пресс-службу КС РФ.
По словам представителя КС, вместе с запросом Алханова будет рассмотрена жалоба жительницы Чечни Коки Тубуровой. Заявители просят проверить конституционность закона о военных судах, ряд положений УПК РФ и ряд статей о введении в действие УПК РФ, а также закон о присяжных заседателях.
Северо-Кавказский окружной военный суд, основываясь на оправдательном вердикте присяжных, отобранных из различных регионов России, дважды выносил оправдательный приговор по данному делу, который затем отменялся Военной коллегией Верховного Суда РФ.
В запросе Алханова упоминается также дело в отношении младших офицеров внутренних войск МВД России Худякова и Аракчеева, обвиняемых в совершении 15 января 2003 года убийства трех жителей Чеченской республики. Офицеры также были оправданы коллегией присяжных Кавказского окружного военного суда.
Президент Чечни полагает, что дела в отношении лиц, совершивших преступления на территории республики, должны рассматриваться судом с участием присяжных заседателей из числа жителей республики, а до введения суда присяжных в Чечне (с 1 января 2007 года - прим. ред.) - тремя профессиональными судьями Северо-Кавказского окружного военного суда.
"С избранием 27 ноября 2005 г. парламента в республике завершился процесс формирования полноценной системы органов государственной власти. В этих условиях граждане России, проживающие в Чеченской республике, вправе рассчитывать на неукоснительное соблюдение их конституционных прав и свобод в той же самой мере, как и жители остальных регионов Российской Федерации", - говорится в запросе президента Чечни.
Алханов отмечает, что "потерпевшие по делу, да и все граждане России, проживающие в Чеченской республике, не верят в возможность справедливого вердикта присяжных заседателей из числа жителей других регионов, теряют доверие к судебной системе России".
Глава республики отмечает, что составление единого списка кандидатов в присяжные заседатели из числа граждан, постоянно проживающих на территории нескольких субъектов РФ, и формирование на основе такого списка коллегии присяжных заседателей не предусмотрено законом.
В этой связи Алханов просит КС РФ признать ряд положений законов"О военных судах Российской Федерации", "О присяжных заседателяхфедеральных судов общей юрисдикции в РФ", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ" и самого УПК не соответствующими Конституции.
Эти нормы, по мнению Алханова, должны быть признаны неконституционными в той части, в которой они ограничивают возможность формирования высшим исполнительным органом ЧР до 1 января 2007 года списков кандидатов в присяжные заседатели для Северо-Кавказского окружного военного суда, а также в части, допускающей возможность рассмотрения до 1 января 2007 года этим судом с участием коллегий присяжных заседателей, сформированных из единого списка, уголовных дел в отношении военнослужащих, обвиняемых в совершении преступлений на территории Чечни.
Ранее президент Чечни обратился к председателю Верховного Суда РФ Вячеславу Лебедеву с просьбой содействовать новому рассмотрению "дела Ульмана" судом присяжных из числа жителей Чечни либо профессиональными судьями.
По данным следствия, в январе 2002 года разведгруппа спецназа под командованием капитана Ульмана в количестве 12 человек в районе населенного пункта Дай Шатойского района Чечни обстреляла "УАЗ", водитель которого не прореагировал на приказ остановиться. Сидевший в машине директор Нохчи-Келойской школы был убит, двое пассажиров получили огнестрельные ранения.
Как установило следствие, спецназовцы вывели оставшихся в живых пятерых чеченцев и запросили по рации вышестоящее командование о дальнейших действиях. После того, как им был передан приказ уничтожить свидетелей расстрела автомобиля "УАЗ", лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин открыли по задержанным огонь.