Бывший сотрудник ФСБ Павел Рягузов, проходящий в рамках дела об убийстве Анны Политковской, в ходе заседания в Московском окружном военном суде дезавуировал показания, данные на этапе следствия. А другой обвиняемый Сергей Хаджикурбанов заявил, что следователи добивались от негопризнательных показаний о заказе на это преступление предпринимателемБорисом Березовским.
Согласно первоначальным показаниям, Рягузов по просьбе третьих лиц узнавал адрес журналистки. В то же время, поясняя свои показания в суде, Рягузов подтвердил, что давал их, но указал, что они "не соответствуют действительности", сообщает "Интерфакс".
"Дело в том, что я являлся действующим сотрудником ФСБ, и раскрытие преступлений - это моя обязанность. Я не отказывался от дачи показаний и давал показания, необходимые следствию", - сказал он.
Рягузов подчеркнул, что следователи говорили, что он может получить по другому преступлению наказание в виде 15 лет, предлагая дать ему показания в рамках дела об убийстве Политковской. "Мне предлагали 15 лет, сказали, что нужны вот такие показания", - сказал Рягузов.
- Хаджикурбанов заявил, что его просили оговорить Березовского
- Эксперты установили рост убийцы Политковской - 167 см
- Незадолго до убийства ФСБ действительно запрашивало информацию о журналистке
Рягузов обвиняется в рамках дела об убийстве Политковской по другому эпизоду - потерпевшего Эдуарда Поникарова. Непосредственно по эпизоду, связанному с убийством Политковской, Рягузову обвинения не предъявлено.
"Я показания дал, и мне убрали 126 статью ("похищение человека", статья УК). Вот такая математика", - сказал он.
В оглашенных в четверг показаниях, которые Рягузов дал на следствии, говорилось, что примерно в середине сентября 2006 года к Рягузову обратился бывший глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев (ранее обвинялся по делу об убийстве Политковской), который, по словам подсудимого, подъехал с "Рустамом-Наилем и Яшиным, водителем Бураева". По его словам, Бураев "просил установить адрес одной женщины, имя которой было Анна". При этом Рягузов пояснял в своих показаниях, что фамилию женщины не помнит, "а помнит только, что ее фамилия заканчивалась на "вская".
При этом Рягузов тогда предположил, что установленный адрес прописки он сообщил по телефону. Позже водитель Бураева вновь обратился, по словам Рягузова, к нему, спросив, может ли он установить, "где проживает фактически женщина, сказал, что она журналистка и что с ней необходимо поговорить".
В своих показаниях Рягузов также сказал, что точно не помнит, кому передал адрес прописки - "или Бураеву, или Гайтукаеву (Лом-Али Гайтукаев, осужденный по другому делу), хотя последний был уже арестован".
Показания на следствии Рягузов давал неоднократно, и в одних упоминается фамилия Политковской.
В тех показаниях на вопрос о том, задавал ли другой обвиняемый по делу - Хаджикурбанов - какие-либо вопросы относительно адреса Политковской, Рягузов сказал: "По-моему, он выяснял, пробивали ли через меня адрес какой-нибудь женщины Бураев и Гайтукаев".
На уточняющие вопросы стороны обвинения в суде в четверг Рягузов заявил, что к нему никто не обращался с просьбой установить место регистрации женщины по фамилии и имени Анна Политковская.
Он пояснил: "Я давал необходимые следствию показания, их я не подтверждаю".
Незадолго до убийства ФСБ запрашивало информацию о журналистке
Позже на суде была продемонстрирована справка, согласно которой сотрудникиправоохранительных органов неоднократно направляли запросы об адресе Анны Политковской в ФМС. (Политковская была зарегистрирована по одному адресу в Москве, а фактически проживала в другом месте - прим.ред.)
Как выяснилось, данный запрос был подписан сотрудником ФСБ неким Андреевым, однако на вопрос гособвинения подсудимый Павел Рягузов заявил, что не просил Андреева делать запрос.
Другой фигурант дела Сергей Хаджикурбанов заявил, что анкетные данные и адрес Политковской неоднократно запрашивали УБОП Москвы, ФСБ Дагестана и Кабардино-Балкарии. Адвокат по делу подтвердил, что эти данные есть в материалах дела.
Представитель потерпевших Анна Ставицкая пояснила журналистам, что "большинство запросов было сделано в связи с событиями в Нальчике, поскольку Политковская общалась с людьми, участвовавшими в них". "Запрос ФСБ от 18 сентября 2006 года - единственный, сделанный из того отдела ФСБ, в котором работал Рягузов. Для чего он был сделан - неизвестно", - отметила Ставицкая. По ее словам, лица, делавшие остальные запросы, ранее были допрошены и дали свои пояснения.
Хаджикурбанов заявил, что его просили оговорить Березовского
Обвиняемый в организации убийства обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской бывший сотрудник МВД Сергей Хаджикурбанов заявил, что следователи добивались от него признательных показаний о заказе на это преступление предпринимателемБорисом Березовским.
"Следователь требовал, чтобы я дал показания на Березовского, итогда меня выведут из дела", - заявил Хаджикурбанов в четверг назаседании Московского окружного военного суда.
Кроме того, он заявил, что следователи также настаивали на том,чтобы он признался в том, что получил заказ от высокопоставленныхчиновников в Чечне.
Эксперты установили рост убийцы Политковской - 167 см
Также в ходе сегодняшнего заседания сторона обвинения огласила выводы экспертов, которые устанавливали рост предполагаемого убийцы Политковской.
Выводы были сделаны на основании кадров видеозаписей камер наблюдения, которые зафиксировали выход предполагаемого преступника из подъезда дома Политковской.
"Задача экспертов была в том, чтобы вычислить рост человека с использованием самых современных технологий", - сказала прокурор.
Сторона обвинения пояснила, что рост человека, зафиксированного на кадрах, сравнивали со статистом по отношению к предметам, которые находились у подъезда, в том числе машиной.
"Была смоделирована та ситуация, которая зафиксирована на кадрах", - сказала прокурор.
Эксперты установили, что человек на кадрах - "ростом 167 см в головном уборе и обуви".
Как ожидается, после небольшого перерыва гособвинение продолжит представлять свои дополнительные обстоятельства.