Жительница города Нарткала Кабардино-Балкарии Роза Халишхова, потерявшая сына во время войны в Чечне, отсудила у Министерства обороны РФ 200 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
Иск Розы Халишховой рассматривался в городском суде Майкопа, откуда в 1995 году в составе 131-ой Майкопской бригады ее сын Альберт Халишхов попал в Чечню и пропал без вести.
По словам Розы Халишховой, после гибели ее сына структуры Минобороны РФ устранились от установления обстоятельств смерти и опознания тела, а также не оказали женщине должного содействия в поисках сына. В течение пяти лет она была вынуждена заниматься поисками пропавшего солдата самостоятельно, передает "Кавказский узел".
Суд вынес решение о частичном удовлетворении ее иска о компенсации морального вреда.
Свои поиски женщина начала в Грозном, затем в Ингушетии, где обратилась к тогдашнему президенту Руслану Аушеву, который обещал помочь. "По его же указанию была создана комиссия, которая занималась обменом военнопленных. Многих удалось вызволить", - рассказывает Роза Халишхова.По ее словам, в первые три месяца войны - январь, февраль и март 1995 года - пленных солдат просто отдавали.
В 1995 году родители пропавших детей встречались с бывшим командующим СКВО Анатолием Квашниным, который заявил, что "потери российской армии в Чечне - ниже запланированного количества".
Не повлиял на ситуацию и прилетевший в Ханкалу в 1996 году тогдашний министр обороны Павел Грачев. Родителям иногда помогали с питанием и выдавали обмундирование взамен поношенной одежды, но за время поисков сыновей в Чечне погибли двое отцов и пропали две матери.
В 1999 году Роза Халишхова была ранена и захвачена в плен боевиками. С трудом выбравшись из плена, она продолжала поиски сына.
Те, кому "повезло", находили сыновей: Юлия Шклярук из Мурманска своими руками откопала тело сына и увезла его. Однажды Роза тоже раскопала могилу, но там лежал не ее сын.
Другие находили тела сыновей в Ростове, в лаборатории N214, где длительное время хранились неопознанные трупы солдат. Учреждение пытались закрыть, но родители собрали 5 тысяч подписей, протестуя против такого решения. Сейчас здесь в ожидание анализа ДНК находятся 6 тел, среди которых Халишхова надеется обнаружить останки своего сына.
"Да, я одержала победу над Министерством обороны, но какова цена этой победы. Это всего лишь малая часть того, что я потеряла. Речь не идет о потере сына - это ничем не компенсируется. Речь о том, что я выстрадала, пока его искала", - говорит Халишхова.
Гораздо больше она ценит решение суда, который обязал Министерство обороны предоставить ей информацию о судьбе сына в течение одного месяца.