Известный модельер Валентин Юдашкин утверждает, что не имеет отношения к новой форменной одежде для российских военнослужащих, внедряемой с 2011 года. Военные грубо исказили первоначальный проект формы, заменили в нем ткани, фурнитуру, теплоудерживающие материалы дешевыми вариантами, в результате чего получилась подделка, заявил дизайнер в интервью газете "Известия".
В минувший вторник издание сообщило со ссылкой на источник в Генштабе, будто бы новый министр обороны Сергей Шойгу распорядился отказаться от "формы Юдашкина", которая обошлась бюджету в 170 млн рублей. К лету армия должна перейти на одежду от компании экс-главы Олимпстроя Таймураза Боллоева, утверждала газета. Но в Минобороны РИА "Новости" пояснили, что эта одежда не является новой разработкой - речь идет о совершенствовании отдельных элементов нынешней полевой формы.
Валентин Юдашкин рассказал "Известиям", что до сих пор не поднимал вопроса о подделке, потому что "до последнего надеялся, что все-таки военные признаются, опубликуют какое-нибудь письмо, заявление, что "Валентин Юдашкин к нашей форме не имеет никакого отношения, мы сами "Дольчи и Габаны", сами все придумали, сделали, счастливы и будем отвечать за качество". Однако в Минобороны этого не сделали, поэтому модельер решил дать собственные пояснения, чтобы восстановить репутацию своего Дома моды.
"Официально заявляю, что то, что носят в армии сейчас, не является той формой, которую я и мои сотрудники разработали в 2007 году по заказу Минобороны", - заявил он. По словам Юдашкина, у нынешней формы, которую ему приписывают, цвет другой, состав тканей, красители, фурнитура другая, "пуговицы, липучки, утеплитель - все другое".
"И когда начинаются публичные вещи и оскорбления в нашу сторону, мы считаем, что это уже просто неприлично", - с возмущением заметил модельер. Он сообщил также, что денежного интереса в проекте для него не было - ни Дом моды, ни он лично не получили "ни копейки". "У меня был художественный интерес, сделать масштабный национальный проект по созданию красивой, функциональной, современной, технологичной формы", - отметил он.
Юдашкин признался, что потратил два года жизни на разработку проекта - "что-то было взято от формы армии Суворова, что-то от армии Жукова, от советской армии - цвета, фактуру". Наибольшие трудности возникли с созданием полевой формы, которая должна быть не только современной, но и удобной в любом климате. Модельеры изучили зарубежный опыт и новые материалы, провели десятки исследований. "Каждый шаг был выверен. Можно было любой генеральский китель взять облить кофе, водой, соком - и все с него стекало. Это были специальные термообработки", - рассказал он.
В итоге "сейчас шьют непонятно что и непонятно из чего, и все это не имеет ни ко мне, ни к Дому никакого отношения", резюмировал модельер. По его словам, не предполагая грубых переделок образцов, он передал все права на форму Минобороны, а ведомство позже сообщило ему письмом, что самостоятельно доработало зимнюю и летнюю форму по собственными кодам. По оценке Юдашкина, та форма, которую сейчас носят в армии, "в разы" дешевле его варианта.
Несмотря на обиду, Юдашкин подавать в суд на армию не будет - по его мнению, "это все-таки неправильно и некрасиво". На вопрос, если новый министр обороны Шойгу предложит ему вновь заняться формой для армии по предложенному первоначальному варианту, согласится ли он, Юдашкин ответил утвердительно.
Напомним, ранее новая форма "Цифра", в разработке которой, как сообщалось, участвовал Юдашкин, неоднократно подвергалась критике офицеров, военной прокуратуры и солдатских матерей. Выдвигались версии, что из-за этой одежды в армии регулярно вспыхивают эпидемии простудных заболеваний. Накануне на Юдашкина обрушился лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Он заявил, что модельер должен как-то ответить за "холодную и неудобную" форму для военных. "Сейчас новый министр обороны хочет снова изменить форму. 170 млн рублей потрачено из бюджета, так виноват Юдашкин. Наверное, надо как-то осудить таких наших портных. Не кутюрье, а по-русски - портной", - сказал политик журналистам во вторник.
Жириновский предположил, что Юдашкин "сам не служил и сделал форму холодную и неудобную". В интервью "Известиям" Юдашкин "специально для Владимира Вольфовича" сообщил, что два года отслужил в советской армии, в топографической службе, "и все тяготы и лишения испытал на себе".