Фото: Радио Свобода / youtube.com

Издание "Медуза" выпустило материал, в котором говорится, что некоторые фигуранты дела "Сети"* могут быть причастны к убийству молодого человека, исчезновению девушки и продаже наркотиков. Публикация основывается на словах знакомых осужденных. Один из них, уехавший из России Алексей Полтавец, заявил журналистам о своей причастности к убийству, в котором якобы могут быть замешаны осужденные по делу "Сети"* Максим Иванкин (получил 13 лет колонии строгого режима) и Дмитрий Пчелинцев (18 лет колонии).

В статье отмечается, что ФСБ знала о подозрениях в причастности фигурантов дела "Сети"* к убийству, но не сообщила об этом Следственному комитету, так как "пришлось бы передать материалы дела с не очень убедительными доказательствами террористической деятельности".

В послесловии к материалу сообщается, что в ближайшее время "Медуза" опубликует развернутый материал о версии Полтавца, "детали которой нуждаются в тщательной проверке". В специальном обращении к читателям издание назвало опубликованный текст "одним из самых трудных в истории редакции".

"Мы отдаем себе отчет, что это тяжелый удар для всех, кто поддерживает фигурантов дела. Для их родных и близких. Для тех, кто выходит на улицы, чтобы протестовать против несправедливости. Многие факты у нас по-прежнему с трудом укладываются в голове, но и скрывать такую важную информацию мы как журналисты не имеем права", - говорится в обращении.

В редакции подчеркнули, что по-прежнему считают дело "Сети"* сфальсифицированным и построенным на доказательствах, выбитых под пытками. "Мы будем добиваться объективного расследования в отношении людей, которые оказались в выдуманном деле "Сети"*, - и силовиков, причастных к должностным преступлениям", - добавили журналисты.

Один из авторов расследования Максим Солопов написал в Telegram, что склонен верить Алексею Полтавцу: "Почему? Это признание не под пытками. Когда он все рассказал, я предложил ему решить: либо я забуду об этом разговоре, как мне приходится забывать о многих, и тогда ему останется ждать пока все всплывет или не всплывет, либо мы опубликуем его версию и, я уверен, совершивший такой поступок, найдет понимание".

Материал "Медузы" вызвал преимущественно негативную реакцию. Адвокат Пчелинцева Оксана Маркеева назвала его бредом и вбросом со стороны силовиков. "Если бы они были причастны [к убийству], а их допрашивали как свидетелей по делу об убийстве уже когда они были в СИЗО, ФСБ обязательно бы зацепилась за это. И сейчас бы о деле "Сети"* никто бы и не знал", - сказала она "МБХ медиа".

"Я не ожидала, что столь сильное средство массовой информации, которое имеет соответствующую репутацию, снизойдет до такого", - посетовала Маркеева в комментарии радиостанции "Эхо Москвы". По мнению адвоката, целью публикации могло быть снижение уровня общественной поддержки фигурантов дела.

"Ребят пытали. Под пытками они признали то, чего не было. Неужели они под пытками не признались бы, что кого-то убили и что-то произошло?", - заметила Маркеева. По ее мнению, статья "Медузы" может негативно сказаться на предстоящем судебном разбирательстве в отношении фигурантов дела из Санкт-Петербурга Виктора Филинкова и Юлия Бояршинова.

Маркеева обратила внимание, что источники "Медузы" объяснили свои показания желанием помочь невинно осужденным по обвинению о терроризме, но в действительности "делают все, чтобы стало еще хуже". "Я считаю, что здесь ни о каких хороших помыслах, связанных с защитой ребят, речи не идет. Это негативно скажется и на питерском деле", - сказала адвокат.

Глава юридического департамента фонда "Русь сидящая", бывший следователь и прокурор Алексей Федяров усомнился в том, что следователи ФСБ не воспользовались имевшейся возможностью связать фигурантов дела "Сети"* с двойным убийством. "Почему же не всплывала версия Полтавца? Ответ напрашивается только один. Думаю, эта версия следствием давно проверена и признана несостоятельной. И еще полагаю, что "Медузе" это известно. Просто умолчали. Так бывает по делам об убийстве, приходит человек и говорит - это я. И убил я, и закопал. Ретивые орут, задерживай. А ты проверяешь и понимаешь - это блаженный", - пишет Федяров в Facebook.

"Это не расследование, это ОБС [одна бабка сказала - прим.ред.] называется. И очень похоже на слив. Как будто бы кто-то держал редакцию за причинное место, и что-то припоминал", - прокомментировала директор проекта "Русь сидящая" Ольга Романова, обратив внимание, что в статье "Медузы" нет комментариев юристов.

Правозащитница и журналистка Зоя Светова назвала материал "беспомощным в профессиональном отношении" и выразила недоумение, зачем надо было публиковать версию Полтавца, если в примечании говорится, что ее детали нуждаются в тщательной проверке. "Тогда вопрос: а зачем вы публикуете непроверенную версию? Вот и ответ, в частности, и про спешку: чтобы опорочить фигурантов дела "Сети"*. Правозащитники и активисты, может, и продолжат за них вписываться, а политики уже вряд ли", - пишет Светова.

10 февраля Приволжский окружной военный суд приговорил семерых фигурантов дела "Сети" к лишению свободы на сроки от шести до 18 лет колонии по обвинению в "организации деятельности террористического сообщества или участии в нем" (ч. 1 и 2 ст. 205.4 УК). Суд поддержал версию гособвинения, согласно которой "Сеть"* была межрегиональной террористической организацией с ячейками в Пензе, Москве и Санкт-Петербурге.

Самые большие сроки получили Дмитрий Пчелинцев, которого обвинение считает создателем "Сети"* (18 лет колонии строгого режима), Илья Шакурский (16 лет колонии), Андрей Чернов (14 лет) и Максим Иванкин (13 лет). Осужденные говорили, что у них выбивали признания под пытками: вывозили в лес и избивали, пытали удушением и током, подвешивали вниз головой в СИЗО.

Приговор вызвал большой общественный резонанс. В поддержку фигурантов "Сети"* выступили ученые, кинематографисты, учителя, психологи, книготорговцы, художники, аниматоры, IT-специалисты, врачи и адвокаты Петербурга. Они требуют пересмотреть приговор и наказать виновных в применении пыток. По всей стране проходят пикеты с аналогичными требованиями.


*"Сеть" - группировка, признанная террористической решением Московского окружного военного суда от 17 января 2019 г. Ее деятельность запрещена в РФ.