В Ханты-Мансийске в четверг откроется очередной - 25-й по счету - саммит Россия-ЕС. Главным его результатом станет официальный старт переговоров по выработке нового базового соглашения РФ-ЕС, начало которых срывалось последние полтора года. При этом не исключено, что переговоры по соглашению о партнерстве и сотрудничестве могут растянуться на годы, пишут "Ведомости".
Напомним, действующее соглашение истекло в 2007 году, но к обсуждению нового документа так и не приступили. Вначале этому противодействовала Польша из-за разногласий по экспорту в Россию мяса. В последнее время начало переговорного процесса сдерживалось Литвой. Вильнюс потребовал от Евросоюза учесть, в частности, вопросы о возобновлении поставок по нефтепроводу "Дружба", об оплате ущерба депортированным из стран Прибалтики, об урегулировании "замороженных" конфликтов в Молдавии и Грузии.
- Что может стать препятствием для подписания соглашения
Под давлением Германии и Франции Литва согласилась снять некоторые претензии, но настояла на предельной детализации соглашения, особенно в энергетической части.
ЕС представляют знакомые персоны, главные из которых – председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана и Янез Янша, премьер-министр Словении, которая сейчас председательствует в Совете Европы, пишет Financial Times. Но они привезут с собой кое-что новенькое: мандат на переговоры по новому соглашению о партнерстве с Москвой, который был одобрен всеми 27 государствами-членами только через полтора года дискуссий. Выражаясь словами Бениты Ферреро-Вальднер, комиссара ЕС по внешним связям, они хотят "высвободить потенциал нашего партнерства". (Полный текст на сайте Inopressa.ru)
Как сообщил помощник главы государства Сергей Приходько, в четверг вечером российский лидер в неформальной обстановке примет руководителей Евросоюза за рабочим обедом, а в пятницу состоится основное заседание. По его итогам и ожидается заявление о старте переговорного процесса, передает ИТАР-ТАСС.
"В ходе саммита будет дан официальный старт началу переговоров по новому базовому соглашению, призванному заменить ныне действующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве Россия-ЕС", - сказал он. "Оно видится сжатым, без чрезмерной детализации, но юридически обязывающим, политически весомым и ориентированным в будущее. Соглашение должно носить рамочный характер и предусматривать планомерное развитие системы секторальных соглашений, которая могла бы обеспечить необходимую гибкость отраслевому взаимодействию России и ЕС в целом", - пояснил помощник главы государства.
Что может стать препятствием для подписания соглашения
Многие эксперты обращают внимание на весомые расхождения во взглядах на содержание этого документа, сообщает "Время новостей". Ранее президент РФ, который дебютирует на саммите в Ханты-Мансийске, поделился своим видением нового договора, отмечает "Коммерсант". "Это должен быть серьезный документ, в то же время не отягощенный какими-то абсолютно конкретными вещами. Это должна быть рамочная конструкция", - сказал Дмитрий Медведев. Напомним, все последние годы в числе главных препятствий Москва называла Энергетическую хартию, на подписании которой настаивают многие представители ЕС.
Помимо споров об Энергетической хартии препятствием для диалога может стать желание некоторых стран ЕС обставить переговоры с Россией собственными условиями. Например, Литва добилась от Брюсселя гарантий того, что в новом договоре будут учтены требования Вильнюса возобновить поставки по нефтепроводу "Дружба". Кроме того, Вильнюс жестко требует, чтобы Россия возместила ущерб лицам, депортированным из Прибалтики во время "советской оккупации".
Эту проблему в Москве хорошо осознают и готовят адекватный ответ. Как заявил вчера помощник президента Сергей Приходько, саммит "будет использован для более чем серьезного разговора по таким темам, как попытки пересмотра истории и положение русскоязычных жителей государств Балтии".
Сложным ожидается и обсуждение "замороженных конфликтов", на котором настаивают представители ЕС. Особенно сложным будет разговор о ситуации в Абхазии. И здесь ведущие страны ЕС разделяют подход Тбилиси, а не Москвы. В ответ Россия, по словам Сергея Приходько, намерена акцентировать внимание партнеров на "бережном отношении к существующим переговорным и миротворческим форматам". Кроме того, Москва напомнит ЕС, что жители непризнанных республик должны иметь "право пользования механизмами социально-экономического обеспечения". Таким образом, Россия намерена отстаивать указы об установлении особых отношений между Россией, Абхазией и Южной Осетией, которые в апреле издал Владимир Путин.
По словам источника в Кремле, Россия также опасается, что срыв принятия евроконституции (из-за провала референдума в Ирландии) негативно отразится и на переговорах: евроконституция предполагала большую централизацию внешней политики ЕС. При нынешней ситуации приходится дожидаться согласования позиций всех стран.
Наконец, не обойдут стороны вниманием и вопросы безопасности, в том числе размещение объектов ПРО США в Польше и Чехии, а также расширение НАТО на восток. В итоге, несмотря на ожидаемое начало переговоров по новому базовому договору, дебютный саммит обещает быть для Дмитрия Медведева весьма непростым. Кстати, подписания договора в Москве также ждут не скоро.
Как рассказал представитель Кремля, на подготовку нового соглашения потребуется примерно год. "Вряд ли документ будет готов к следующему саммиту, который пройдет осенью во Франции", - сказал он. При этом он подчеркнул, что в значительной степени темп работы зависит не от российской стороны, а от европейцев. По его словам, не определен и срок действия будущего соглашения. "Думаю, что он будет не меньше, чем на пять лет", - предположил он. Напомним¸ предыдущий заключался на 10 лет.
Как отмечает FT, на этом саммите у Медведева есть шанс блеснуть своим образом мыслей. Владимир Путин, предшественник Медведева, а ныне премьер-министр, не появится в Ханты-Мансийске – городе, выросшем на нефтяном буме. Несомненно, тем самым Путин стремится доказать, что больше не дергает за ниточки в качестве руководителя. Впрочем, в это мало кто верит.