Вести

Власти Польши все активнее возмущаются тем, что Россия затягивает расследование авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля, в которой погибли все 96 человек, находившихся на борту - практически вся политическая элита страны во главе с президентом Лехом Качиньским. Премьер Дональд Туск утверждает, что сейчас, на завершающей стадии, сотрудничать с Москвой стало еще тяжелее, чем в начале расследования.

Премьер-министр Туск заявил накануне, что Варшава еще не получила запрошенные документы, и призвал, чтобы Россия передала "точную информацию", обнаруженную за время расследования. Если такая информация не поступит, Туск ожидает от Москвы "объяснений, какие обстоятельства затруднили передачу документов российской стороной". Правительство Польши впервые выразило официальное недовольство в адрес России, отмечает The Wall Street Journal, которую цитирует InoPressa.

Варшава пытается добиться от Москвы передачи ряда важных документов, в том числе сведения о техническом оснащении и состоянии аэропорта Смоленска, поведении российских авиадиспетчеров, данные о переговорах между ними о закрытии аэропорта в условиях тумана и направлении самолета на запасной аэродром.

- Один из пассажиров выжил, его могли добить, намекнула польская газета
- Прокуроры узнали, что президент сказал брату перед гибелью

Кроме того, в Польше пытаются выяснить, разрешалась ли борту посадка и насколько четко диспетчеры давали инструкции экипажу борта, пишет Gazeta Wyborcza. Премьер Туск поручил министру внутренних дел Ежи Миллеру и руководителю госкомиссии Польши по расследованию авиакатастрофы Эдмунду Клиху направить официальный запрос в Москву о причинах задержки.

Как утверждает газета, Клих уже отправил главе базирующегося в Москве Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяне Анодиной "жесткое" письмо, в котором требует предоставить всю необходимую информацию, соблюдая открытость и уважение к принципам сотрудничества. "Проблемы начались. Русские не хотят давать нам доступ к документам", - цитирует его издание.

Брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский еще в июне обвинил Россию в затягивании расследования. "Это расследование - дело чести для польского народа, потому что эта катастрофа стала величайшим несчастьем для Польши с 1945 года", - заявил он и потребовал, чтобы материалы были переданы из Москвы в Варшаву в соответствии с Чикагской конвенцией от 1944 года.

Расследование причин катастрофы ведут следственные органы обеих стран. Российские эксперты смогли расшифровать примерно три четверти записей речевых самописцев, 25% разговоров оказались зашумлены, напоминает Infox.ru.

В конце мая Россия передала Польше копии записей "черных ящиков", оригинал уцелевшего эксплуатационного регистратора польского производства, который тоже фиксирует показания приборов. В военную прокуратуру Польши поступило 1300 документов, в том числе показания около 200 свидетелей, протоколы допросов работников наземных служб, данные судебных медиков, списки личных вещей пассажиров.

В середине июля министр юстиции России Александр Коновалов объявил, что расследование этого "абсолютно беспрецедентного дела" продлено до шести месяцев - то есть, должно завершиться не раньше 10 октября. Глава ведомства заверил, что отношение следственных органов к этому делу - "сверхвнимательное", и установлением истины занимаются "лучшие силы следователей".

А через несколько дней в польском издании Newsweek вышел материал, в котором МАК представлен как "абсолютно коррумпированная организация", которая "традиционно возлагает вину за авиакатастрофы на пилотов для защиты собственных интересов".

Действительно, в предварительном отчете комитета о причинах катастрофы под Смоленском виновными опосредованно назвали пилотов. Однако ряд экспертов считают, что настоящей причиной трагедии могли быть неточные данные, предоставленные экипажу диспетчером Смоленского аэродрома.

Некоторые представители Польши и вовсе обвиняют Россию в фальсификации итогов расследования. Так, подполковник польских ВВС Бартош Строиньский - один из экспертов, которые ездили в Москву и участвовали в расшифровке записей "черных ящиков" - заявил, что россияне подменили стенограмму.

Правда, в ответ на это глава МВД Польши Ежи Миллер заверил, что расшифровка опубликована "без единой вставленной и единой удаленной запятой". "Я не хочу, чтобы польское общество априори выражало недоверие русской стороне", - отметил он, признав, однако, что "не все поляки полностью верят русской стороне".