Вести

На Украине уже почти месяц действует указ, согласно которому милиционеры при задержании преступника обязаны вслух зачитывать его права. "Кому-то это покажется декларацией, но так живет весь мир, и к этому будут привыкать украинские правоохранительные органы", - заявил исполняющий обязанности министра внутренних дел Украины Юрий Луценко. Газета "Новые Известия" решили сравнить, насколько украинские реалии сейчас совпадают с действиями правоохранителей в американских боевиках.

Заместитель начальника департамента МВД по связям с общественностью Елена Титарчук так прокомментировала газете это нововведение: "Действительно, происходит это как в кино. Защелкиваются наручники, и милиционер читает права. Каждому милиционеру раздали памятки с текстом. Если поступит жалоба от задержанного о том, что ему не зачитали права - работника милиции будут наказывать в дисциплинарном порядке". Текст памятки на украинском языке отпечатан на обеих сторонах карточки, он имеет два варианта - для подозреваемых в уголовном преступлении и административном правонарушении.

Однако многие граждане не слышали о нововведении, и им в диковинку, что вместо дубинки милиционер достает памятку и начинает им что-то зачитывать. Одни из киевских участковых милиционеров рассказал, что когда ему пришлось зачитывать текст при задержании хулиганов в местном сквере, "они были в шоке и аж протрезвели, смотрели на меня как на инопланетянина". "А что вы хотите?! Все привыкли, что милиция бьет, надевает наручники, везет в отделение, а там уже разбираются, что к чему. Все изменилось - милиция теперь становится другой", - заключил участковый.

Мнения граждан по поводу нововведения разделились. "Клоунада, - категорично заявил "НИ" 36-летний предприниматель Андрей. - Хотя, безусловно, так должно быть в цивилизованном, правовом, демократическом государстве. Но, согласитесь, наша правоохранительная система до этого не доросла". "Я просто не знала, что приняли такое решение, но считаю, что это правильно. Ведь мы никогда не знаем своих прав. Главное, чтобы милиционеры понимали то, что они читают! - считает врач-хирург Наталья Николаевна. - А то с отбитой печенкой в морге знание прав не поможет".

Украинские правозащитники довольны нововведением, однако уверены, что одними "речевками" перековать милиционеров в защитников прав и свобод людей не удастся. Например, правозащитник Семен Глузман считает, что сам факт такого решения - этого хорошо, но уточняет, что начинать работу снизу нельзя. "Может, работники милиции и будут выполнять указания, зная, что за этим ничего не последует. Заявляя о праве на адвоката, они понимают, что у многих нет 600 гривен, чтобы оплатить первый визит к этому самому адвокату. Не говоря о последующих", - говорит Глузман. Он уверен, что, пока в милиции есть план раскрываемости преступлений, из подозреваемых будут выбивать показания. "И если Луценко хочется, чтобы мы жили как в кино, то сначала он должен был потребовать от президента судебно-правовой реформы", - резюмировал Глузман.

Хуже всего указ Луценко пока исполняется в восточных регионах Украины и в Крыму: местные правонарушители пока, как и раньше, не слышат от милиционеров о своих правах на адвоката, на один телефонный звонок и на хранение молчания. Однако начальник службы участковых инспекторов милиции города Феодосии Сергей Ляпнев считает, что для всего нового просто нужно время: "Мы привыкли выполнять приказы. Если надо, то выучим и будем зачитывать. Хотя и раньше мы делали то же самое, но в произвольной форме".