НТВ

Высокопоставленные российские чиновники, отказавшие в грузинском вине своему народу, сами являются его любителями. Это вино по-прежнему остается любимым вином российской элиты и даже подается в буфете резиденции премьер-министра России Владимира Путина и в высоких кабинетах российской власти. Такого мнения придерживается президент Грузии Михаил Саакашвили. Как передает "Росбалт", он заявил об этом в Тбилиси на открытии 33-го Всемирного конгресса лозы и вина. В мероприятии приняли участие более 300 делегатов из 42 стран мира.

Михаил Саакашвили напомнил, что в 2006 году, когда Россия запретила импорт грузинского вина, он "поехал к автору эмбарго господину Путину в Петербург". "Он (Путин) опоздал на встречу на 4 часа. Там были и журналисты. В буфете резиденции Путина нам, подмигивая, как большую привилегию предложили контрабандное грузинское вино. Оно продавалось на первом этаже резиденции Путина. Хотя он за два месяца до того торжественно поклялся, что ни одна бутылка грузинского вина не попадет на российский рынок", - рассказал Саакашвили.

Недавно еще одно высокопоставленное лицо рассказало Саакашвили, "как его угощали грузинским вином в очень высоких кабинетах".

"Они отказали в грузинском вине своему народу, но оно и" сейчас остается любимым вином российской элиты", - объяснил Саакашвили. В итоге, полагает грузинский президент, "эмбарго сделало то, что с каждым днем качество грузинского вина улучшается и появляются новые брэнды".

Саакашвили также напомнил, что еще 20 лет назад традиционными производителями вина были Франция, Италия, Испания, Австралия, и тогдашняя ситуация была идеальной для Грузии – она могла спокойно войти на любые рынки. Затем, при помощи научных изысканий, появились отличные чилийские и калифорнийские вина. "Это урок для нас, что время не останавливается. Оно стоит лишь тогда, когда останавливаемся мы", - сказал Саакашвили.

Он признал, что сейчас Грузии сложно осваивать новые рынки, но" все же стране удается это делать. "Нас очень сильно подвело не столько эмбарго, а то, что происходило с Россией в условиях СССР. Многие ностальгически вспоминают, как любил вождь народов Сталин грузинские вина из Картли, Кахети, Имерети. Но именно из-за этого вождь народов распорядился поставлять вина во всю Россию, но их достаточно не было и в самой Грузии – ни земель, ни виноградников. Нам нанесло ущерб монополизированное сельское хозяйство и закрытые границы", - поделился Саакашвили своими соображениями. "Это была мина замедленного действия", - заключил он.

Грузинское вино пропало с российских прилавков в 2006 году. Georgia Times напоминает, что указ главного санитарного врача Геннадия Онищенко воспринимался в Грузии не иначе, как политический заказ. Запрет последовал вскоре после угроз Тбилиси разорвать уже подписанный двусторонний протокол в рамках переговоров о присоединении России к ВТО.

Официально причиной недовольства санитарного ведомства стали обнаруженные в вине пестициды и тяжелые металлы. Заодно под запрет попала минеральная вода "Боржоми".

Бывший министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили (ныне опальный оппозиционный деятель) произнес тогда такую знаменательную фразу: "большинство грузинских виноделов способом так называемого мухлежа старались завоевать российский рынок - везли вино, которое не реализовывалось в Европе, так как в России продать можно, прошу прощения за это выражение, даже фекальные массы".