На сегодняшний день в Ираке есть политические свободы, зато нет личной безопасности. При этом угрозы, исходящие от начиненных взрывчаткой автомобилей и вооруженных столкновений, - это лишь вершина айсберга. Для рядовых иракцев не менее важен тот факт, что в условиях хаоса бесчинствуют "обычные" преступники, похищающие, например, женщин и детей.
Все группы, которые не надеются достичь своих целей при помощи назначенных на январь выборов, делают ставку на хаос, и не приходится ожидать, что они ограничатся предвыборным периодом. С военной точки зрения их нападения на оккупантов - не больше, чем комариные укусы. Однако общая атмосфера незащищенности, изгнание иностранных фирм и теракты на нефтепроводах тормозят восстановление страны, пишет австрийская ежедневная газета Die Presse (перевод на сайте Inopressa.ru).
Эта незащищенность и безнадежность способствуют двум тенденциям: радикализации и обращению к крупным региональным группировкам. В стране практически нет общенациональных политических группировок. С крупными партиями прошлого, коммунистами и "Баас" американцы не будут связываться по различным причинам. Организованный с помощью американцев "Иракский национальный конгресс" под руководством Ахмада Чалаби и "Национальное согласие" нынешнего премьера Аяда Алауи по-настоящему так и не встали на ноги.
Неужели намечается раскол Ирака, задается вопросом газета. Первое, что приходит на ум в этой связи, - это курды, которые никогда не ощущали себя иракцами и которых сейчас арабское большинство снова может прижать к стенке. Однако лидер курдов Джалал Талабани объясняет, почему у независимого Курдистана нет шансов: соседним государствам достаточно закрыть свои границы, и курды окажутся в ловушке.
Другой аргумент, который курдские политики приводят против независимости, не менее убедителен. Если курды отойдут от Ирака, то же самое, наверное, сделают и шииты - и тогда арабы-сунниты вместе с Багдадом окажутся без нефти. По экономическим причинам у арабов не будет иного выбора, как сражаться с курдами за районы нефтедобычи в Северном Ираке. Арабов поддерживает весь арабский мир. Анкара может использовать гражданскую войну в качестве предлога для вмешательства.
Турция обеспокоена, потому что есть еще один расчет: если США однажды откажутся от попытки примирить весь Ирак или если шииты добьются создания религиозного государства, то у Вашингтона все еще останется возможность сохранить влияние на Севере при помощи создания курдской республики. Это даже можно будет понять как выполнение политического обязательства перед союзниками, пишет Die Presse.
Больше обсуждается второй вариант, быть может, потому, что здесь замешан израильский "Моссад". Из кругов турецких спецслужб пришла информация, по которой "Моссад" занимается обучением курдских формирований. Естественно, как Израиль, так и курды ее резко опровергли. Однако обе стороны заигрывают друг с другом. В израильских газетах можно время от времени прочитать, что тот, кто требует создания палестинского государства, не сможет отвергнуть создания государства Курдистан.
Пока это лишь политические фантазии. Однако, если ситуация в Ираке обострится или будет оставаться тупиковой, курдский вопрос вполне может встать очень остро.
Не только курды думают о широкой автономии или независимом государстве. В конце июля в Басре шиитские духовные лидеры обсуждали, не следует ли Югу, по примеру курдов, тоже требовать автономии, если уж нельзя провести свои религиозные требования на территории всего Ирака.
Пока самая сильная шиитская группировка, сторонники проходящего сейчас лечение в Лондоне аятоллы Али ас-Систани, делает ставку на выборы в январе. Однако нет уверенности, что даже после победы на выборах религиозные шииты смогут провести все свои требования.
Курды настаивают на принятии условия, по которому новую конституцию можно будет отклонить, если против нее проголосуют три провинции с большинством в две трети. Это условие должно обеспечить их региональную автономию и одновременно является средством защиты концепции светского государства, даже если против него выступает большинство населения.
Борьба между религиозной и светской концепцией государства, так же как этнические вопросы, может стать тем пунктом, о который разобьется иракское государство. Последствия могут быть гораздо серьезнее, чем последствия распада Югославии.