Reuters

Первые консультации российских и американских экспертов по подготовке нового соглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) прошли в посольстве США в Риме в пятницу. О перспективах начавшихся переговоров аналитики и дипломаты высказывают разные мнения: некоторые прогнозируют радикальное сокращение ядерных сил, другие считают, что для этого нет никаких оснований.

Как передает РИА "Новости", римская встреча носила подготовительный характер. Первый раунд полноформатных переговоров по СНВ пройдет в середине мая в Вашингтоне.

Договоренность о начале переговоров была достигнута на встрече президентов России и США Дмитрия Медведева и Барака Обамы в Лондоне 1 апреля, напоминает BBC. Предполагается, что основная структура нового договора будет обсуждаться на предстоящей встрече Медведева и Обамы, сообщает ИТАР-ТАСС.

Предыдущее соглашение по СНВ истекает в декабре этого года.

7 мая должна состояться встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова с госсекретарем США Хиллари Клинтон. На июль запланирован визит президента США в Москву. Ожидается, что текст нового договора уже должен быть готов к тому времени с тем, чтобы парламенты обеих стран успели ратифицировать его до декабря, пишет британская газета Guardian, передает сайт Inopressa.ru.

В Лондоне была достигнута принципиальная договоренность, что потолок в 1,7-2,2 тыс. развернутых боеголовок, установленный в 2002 году, должен быть снижен минимум до 1,5 тыс. единиц. Помимо этого у обеих стран сохраняются примерно равные арсеналы в 10 тыс. боеголовок, их число если и будет сокращаться, то незначительно. Предыдущий договор о СНВ обязывал Москву и Вашингтон сократить стратегические ядерные силы с 10 тыс. боеголовок у каждой из сторон до 6 тыс.

Встреча экспертов проходит за закрытыми дверями. Российскую сторону на переговорах представляет директор департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ Анатолий Антонов, американскую - заместитель госсекретаря США по вопросам проверки и соблюдения соглашений по контролю над вооружениями Роуз Геттемюллер.

В преддверии начавшихся переговоров некоторые эксперты высказывали мнение о том, что Россия и США могли бы значительно сократить свой ядерный потенциал - до 1 тыс. и даже нескольких сотен единиц. Цифру в 1 тыс. боеголовок со ссылкой на аналитиков называет в пятницу британское издание Telegraph.

Эти прогнозы соответствуют курсу на перемены в отношениях Москвы и Вашингтона, который называют "перезагрузкой". После лондонской встречи Медведев и Обама заявляли, что противоречия остаются, в то же время они смотрят на дальнейшие развитие отношений с оптимизмом.

В то же время замглавы МИД РФ Сергей Рябков на этой неделе отмечал, что предпосылки для серьезного сокращения СНВ пока не созрели. "Оснований говорить сегодня о радикальных сокращениях, на мой взгляд, нет", - уточнил он.

Основные противоречия

Комментируя вопросы сокращения вооружений, Медведев подчеркивал, что необходимо исключить возможность размещения стратегических наступательных вооружений за пределами национальной территории. В США существуют планы размещения элементов ПРО в Польше и Чехии, отмечает BBC.

Президент России также заявил, что новый договор о СНВ должен ограничивать не только число боезарядов, но и средства их доставки. Москва выступает за уничтожение боеголовок, а не за их складирование.

Основными темами дебатов станут вопросы о том, как и на сколько будут сокращаться средства доставки, баллистические ракеты и бомбардировщики, а также возможное развертывание систем ПРО в Восточной Европе, уточняет Guardian.

Первый договор о СНВ был подписан президентами СССР и США в 1991 году.

В 1993 году Москва и Вашингтон подписали договор СНВ-2, предусматривающий существенное сокращение межконтинентальных баллистических ракет и ядерных боеголовок. Но в 2002 году Россия вышла из него в ответ на отказ США от договора 1972 года, который запрещал создание противоракетных систем.

Согласно двустороннему соглашению 2002 года, к 31 декабря 2012 года стратегические наступательные потенциалы России и США должны быть сокращены до 1,7-2,2 тыс. ядерных боезарядов.