Reuters

Кандидаты на пост президента США провели свои первые дебаты в прямом эфире. Одной из тем, хотя и не самой важной, была Россия. Демократ Барак Обама и республиканец Джон Маккейн довольно единодушно осудили ее вторжение в Грузию, сообщает ВВС.

Обама заявил, что "поднимающаяся и очень агрессивная Россия" представляет угрозу для своих соседей. По словам сенатора-демократа, "их (русских) действия в Грузии были неприемлемыми". "Важно, чтобы у нас был единый альянс и мы объяснили русским, что нельзя быть супердержавой 21-го века и вести себя как диктатура", - сказал Обама.

Он заявил, что российские войска должны уйти из Южной Осетии и Абхазии, чью независимость от Грузии Москва признала вопреки протестам мирового сообщества, и подчеркнул, что с Россией нельзя вести дела, вглядываясь в глаза ее президенту.

В 2001 году, после своей первой встречи с Владимиром Путиным, Джордж Буш заявил, что заглянул российскому президенту в глаза и увидел отсвет его души.

Выслушав позицию Обамы по России, Маккейн упрекнул своего оппонента в "наивности". "Он не понимает, что Россия совершила серьезную агрессию против Грузии", - сказал республиканский кандидат.

Обама и Маккейн заявили, что они поддерживают вступление Грузии и Украины в НАТО, сообщает РИА "Новости". "В отношении таких стран, как Грузия и Украина, мы должны настаивать на том, что они свободны вступать в НАТО, если они отвечают требованиям, и что они должны быть включены в План действий по членству в НАТО немедленно", - заявил Обама.

"Русским следует понять, что мы, США, мы поддержим процесс включения Грузии и Украины, естественный процесс включения в НАТО", - заявил сенатор Маккейн.

"Мы хотим сотрудничать с Россией," сказал Маккейн, в частности, в деле обеспечения безопасного хранения ядерного оружия, однако Москве надо "понимать необходимость уважения государственных границ и соблюдения принципов международного поведения".

В ходе дебатов Маккейн назвал российское руководство "правительством, в котором заправляют аппаратчики КГБ". При этом он повторил свои давние слова о том, что тоже смотрел в глаза Путину и прочитал в них три буквы: К, Г, Б.

Парируя упреки Маккейна, Обама указал, что он еще в апреле этого года призывал к замене российских миротворцев в зоне грузинско-южноосетинского конфликта.

Россия была далеко не первой темой, по которой полемизировали два сенатора, и по другим темам - от экономического кризиса до Ирака, Ирана и Афганистана - их разногласия были заметно острее.

Первой и главной темой поединка в городе Оксфорд, штат Миссисипи, стал финансовый кризис, несмотря на то, что изначально заявленная программа ограничивалась вопросами национальной безопасности и внешней политики.

Маккейн также упомянул Россию в контексте необходимости провести более жесткие санкции против Ирана. Он заявил, что Россия последовательно блокирует предложения об ужесточении санкций против Тегерана в Совете Безопасности ООН, и предложил создать "лигу демократий", в частности для воздействия на Иран.

Обама, с другой стороны, подчеркнул, что Россия не только обладает тысячами единиц ядерного оружия, но и возможностью создать еще не одну тысячу. Все это, по его словам, увеличивает риск попадания ядерных материалов в руки террористов, и чтобы обезопасить эти материалы, необходимо продолжать взаимодействовать с Россией.

В другой части своего выступления сенатор от штата Иллинойс говорил, что Россия, наряду с Китаем, явно не является демократией. Однако он последовательно отстаивал необходимость вести переговоры со всеми странами, обозначая свои расхождения по этому пункту с администрацией Буша.

Маккейн и Обама горячо поспорили о том, можно ли вести переговоры с Ираном, чей президент Махмуд Ахмади Нежад позволяет себе высказывания о том, что Израиль необходимо уничтожить.

"Вот сядем мы вместе с Ахмади Нежадом, а он говорит: "Мы сотрем Израиль с лица земли". А что мы ему в ответ? "Нет, не сотрете"? Я вас умоляю!" - высмеивал идею переговоров с Ираном Маккейн. Обама возразил Маккейну, что с Ахмади Нежадом в любом случае нет смысла вести переговоры, поскольку он не самый могущественный человек в Иране.