3 ноября исполняется 90 лет со дня рождения народной артистки России Марии Барабановой
Архив NTVRU.com
 
 
 
Она одна из немногих актрис, сумевших пройти все этапы карьеры: от ролей мальчиков и девочек, затем - героинь, до комических старух
HTB.ru
 
 
 
В 1957 году, узнав о пробах актрис на роль Кота в сапогах в киносказке Александра Роу, Мария Павловна влетела в чей-то кабинет и, стукнув кулаком по столу, сказала: "Эту роль буду играть я, и никто другой!"
HTB.ru
 
 
 
Даже недруги Марии Павловны были вынуждены признать ее талант блистательной характерной актрисы, за плечами которой не только удачно сыгранные роли на сцене Ленинградского театра Комедии, но и работы в классике отечественного кино
HTB.ru

3 ноября исполняется 90 лет со дня рождения народной артистки России Марии Барабановой. Она одна из немногих актрис, сумевших пройти все этапы карьеры: роли мальчиков и девочек, затем - героинь, позже -комических старух. Среди лучших ее ролей: Тимофеич ("Доктор Калюжный"), Том Кенти и принц Эдуард ("Принц и нищий"), Кот в сапогах ("Новые похождения Кота в сапогах"), Ненила ("Финист Ясный сокол"), Баба-Яга ("Как Иванушка-дурачок за чудом ходил"), миссис Мак-Кензи ("Тайна Черных дроздов"), мать ("Сукины дети").

Мария Барабанова была непростым человеком. В детстве она слыла отъявленной хулиганкой, ее постоянно выгоняли из школы. И когда это случилось в последний раз, она пришла домой и заплакала. На что папа, обожающий свою Маню, сказал: "Ты что плачешь? Подумаешь - выгнали! Школ много, а ты одна!"

Наверное, папина безумная любовь и всепрощение сыграли злую шутку в формировании Марии Барабановой как личности, потому что творила она все, что хотела, со скандалами меняла театры, добивалась новых ролей в кино, обустраивала чью-то личную жизнь, боролась, обличала, клеймила, любила, одаривала... И все это проделывала с огромной энергией, искренне веря в свою правоту и непогрешимость. Но даже недруги Марии Павловны были вынуждены признать ее талант блистательной характерной актрисы, за плечами которой не только удачно сыгранные роли на сцене ленинградского Театра комедии, но и работы, ставшие классикой отечественного кино.

Барабанова ворочала делами поистине государственного масштаба. В годы войны она сумела перебросить целый театр из одного города в другой. Находясь в Душанбе (тогда - Сталинабаде) со студией Горького, она получила из Алма-Аты письмо от артистов своего родного Театра комедии, из которого она ушла год назад. Коллеги жаловались на невыносимые условия жизни, в которых они оказались. Барабанова пошла к первому секретарю ЦК партии Таджикистана и добилась приказа о переправке театра в Сталинабад. Вскоре после этого случая Мария Павловна оставила кино, закончила Высшую партийную школу и стала секретарем парторганизации киностудии имени Горького. С этого момента многим ее коллегам пришлось несладко, хотя в то же время кому-то ее активность шла на пользу, например, Василию Шукшину, которого она опекала и никому не давала в обиду.

Но долго без кино Барабанова не могла, поэтому в 1957 году, узнав о пробах на роль Кота в сапогах в киносказке Александра Роу, Мария Павловна влетела в чей-то кабинет и, стукнув кулаком по столу, сказала: "Эту роль буду играть я, и никто другой!" Фильм получился. Рецензенты актрису похвалили. Но вновь наступило затишье. Тогда Барабанова делает еще один отчаянный шаг - она сама снимает фильм "Все для вас".

Фильм провалился, его не признали ни критики, ни зрители. Хотя сама Мария Павловна считала его вполне удачным, как и все, за что она бралась. Но это уже было не так важно, потому что Барабанова вновь вернулась в кино как актриса и теперь уже играла до конца жизни: "С весельем и отвагой", "Пока бьют часы", "Женщина в белом", "Ослиная шкура", "Катенька", "Мы едем в Америку".

Она тяжело заболела и умерла в 1993 году с новым сценарием в руках.