Но, пожалуй, самым трогательным признанием заслуг Габриэля Гарсия Маркеса стал титул "Великого сказителя", преподнесенный ему вместе с ритуальным посохом индейцами племени вайуу
Огонек

Знаменитому колумбийскому писателю, лауреату Нобелевской премии 1982 года, Габриэлю Гарсия Маркесу 6 марта исполняется 80 лет. 2007 год в культуре Латинской Америки и Испании отмечен его именем.

Торжества в честь юбилейного года писателя открылись в городе Картахена международным фестивалем кино- и телефильмов по его произведениям. В афише фестиваля, который продлится до 9 марта, представлены 195 художественных и документальных лент. В Картахене же будет проходить в конце марта IV ежегодный Международный конгресс испанского языка, полностью посвященный творчеству Габриэля Гарсия Маркеса.

В Испании тиражом 500 тысяч экземпляров вышло юбилейное издание "Ста лет одиночества", романа, который переведен на 35 языков, чей совокупный тираж превышает 30 миллионов экземпляров и который в списке 20 шедевров мировой литературы поставлен на одну строку с "Дон Кихотом" Сервантеса.

Но, пожалуй, самым трогательным признанием заслуг Габриэля Гарсия Маркеса стал титул "Великого сказителя", преподнесенный ему вместе с ритуальным посохом индейцами племени вайуу (wayuu), которое обитает в тех местах, где 80 лет назад родился писатель, отмечает РИА "Новости".

Судьба распорядилась так, что не только жизненные, но и важнейшие творческие вехи земного пути одного из самых выдающихся писателей современного мира связаны с мистической для христиан цифрой "7". Шестьдесят лет назад, в 1947 году, был опубликован его первый рассказ, что заставило юного студента юридического факультета университета Боготы навсегда отказаться от адвокатской карьеры и целиком посвятить себя литературным трудам. Сорок лет назад, в июне 1967 года, увидел свет его роман "Сто лет одиночества", принесший автору мировую известность. И, наконец, в декабре 2007 года исполняется 25 лет присуждения Маркесу Нобелевской премии по литературе.

Габо, как его называют в Латинской Америке, человек закрытый. Наверное, оттого, что сам более двадцати лет проработал журналистом колумбийских, мексиканских, аргентинских газет и журналов, он решительно отказывается от всех видов интервью, в том числе и телевизионных.

Маркес родился в селении Аракатака, в гуще тропических лесов Карибского побережья Колумбии. Через сорок лет мир узнал об этом селении "из 20 глиняных, крытых тростником хижин, построенных на берегу быстрой речки, чьи прозрачные воды бурлят по отполированным белым камням, огромным, как яйца доисторических рептилий". В романе "Сто лет одиночества" Аракатака выведено под названием Макондо, ставшим нарицательным для обозначения латиноамериканской сельской глуши.

В конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия Габриэль Гарсия Маркес, подобно многим интеллектуалам Америки, "болел" кубинской революцией. Жил и работал в Гаване, стоял у истоков самого известного в регионе информационного агентства Prensa-Latina, познакомился с Фиделем Кастро, дружбу с которым поддерживает до сих пор.

Затем Маркес переселяется в Париж, а позже в Барселону, где продолжает работу над сагой о семье Буэндиа из Макондо и в 1972 году становится лауреатом самой престижной в Испании литературной премии "Ромуло Гальегос". В середине 70-х он покидает Европу и живет то в колумбийском городе Картахена, поблизости от родных мест, то в Мехико, то в Лос-Анджелесе, оправдывая прозвище "человек Америки", которым наградили его за необщительность и неуловимость раздраженные журналисты.

В одной из немногочисленных автобиографий Маркес признает, что огромное влияние на его духовный мир оказали Вирджиния Вульф, Уильям Фолкнер, Франц Кафка, Эрнест Хемингуэй, первая, прочитанная в возрасте семи лет, книга - "Тысяча и одна ночь" и трагедии Софокла. Именно в такой последовательности. "Но, пожалуй, более всего и на моем творчестве, и на моем характере отразилось общение в детстве и отрочестве с дедом и бабушкой по материнской линии", - уточняет писатель.

По мнению критики, успех произведений Габриэля Гарсия Маркеса кроется не только в совершенном стиле и богатстве языка его произведений, но и в гармоничном сочетании латиноамериканских литературной и фольклорной традиций, которые придают его творчеству неповторимость, своеобразие, мистицизм. Именно благодаря этим, мощно проявившимся в творчестве Маркеса чертам, литературоведы считают его первооткрывателем и основоположником нового направления в мировой художественной прозе, которое получило название "магический реализм".

В 1999 году врачи обнаружили у Маркеса рак лимфы и, фактически, приговорили его к смерти, отпустив на "устройство земных дел" не более года. Однако в прогнозы и диагнозы медиков вмешались сила воли и характера писателя. Он победил болезнь, работая над книгой мемуаров и новым романом.

Невероятным, невиданным усилием воли он задушил в себе рак, чтобы опубликовать в 2004 году, в возрасте 77 лет, печальную, философскую, ироничную книгу "Воспоминания моих грустных шлюх". Роман был прохладно встречен критикой, но занял одно из первых мест в списке мировых продаж 2004 года.

После этого Маркес заявил, что "бросил писать". Тем не менее, один из его ближайших друзей Плинио Апулейо Мендоса признался недавно, что Габо заканчивает работу над второй книгой мемуаров, "в которой найдут отражение самые яркие эпизоды его жизни".