Ежегодно доходы от незаконной эксплуатации людей стремительно растут. При этом доля так называемого интеллектуального рабства становится все более внушительной. Кризис заставит талантливых художников, литераторов, журналистов все чаще выполнять работу за других, жертвуя своим именем и довольствуясь подчас весьма скромными гонорарами, пишет издание "Новые известия".
Эксперты утверждают, что не менее двух третей "раскрученных" имен, "криминальным чтивом" которых завалены прилавки магазинов, являются плодами трудов авторских коллективов. Интеллектуальное рабство широко применяется не только в российском книгоиздательстве, но и в киноиндустрии, на телевидении, в рекламном бизнесе.
- Профессиональные секреты "интеллектуальных рабов"
Если еще лет 20 назад эксплуатация чужих мозгов считалась постыдной, то сегодня в интернете легко наткнуться на объявление: "Требуется литературный помощник" или "Новому издательскому проекту требуются сотрудники. Необходимо чувствовать формат, умение понимать и следовать замыслу редакторов".
Литературное рабство стало массовым явлением в начале 1990-х годов, когда, с одной стороны, на книжные прилавки хлынул поток "бульварного чтива", а с другой – выпускники Литинститута и филологических факультетов активно искали работу. Вначале трудоустройство "негров" осуществлялось по знакомству, но сейчас в России существуют несколько агентств по предоставлению издательствам литературных рабов.
"Честно говоря, мне не приходилось с такими агентствами сталкиваться, – рассказал профессиональный "негр" Виктор. – Я работаю в крупном столичном издательстве и понятия не имею, за кого пишу. Возможно, такого человека не существует в природе. Дело в том, что ни один автор, даже самый плодовитый, не способен выпускать по роману каждые два месяца, а в том проекте, в котором я участвую, ежегодно выходят шесть книг. И в команде со мной задействованы еще двое, которых я тоже ни разу не видел. Единственный, с кем я имею дело, – это редактор".
Расценки на "рабовладельческом рынке" очень разные. Так, если за книгу объемом в 20 авторских листов (в листе 15 компьютерных страниц) возьмутся четыре "негра" (а чаще всего они работают в команде, чтобы сдать рукопись в срок), стоимость одного листа в среднем составляет 100 долларов. Если за этот же объем текста возьмется один, но профессиональный "негр", его гонорар может составлять 4–5 тыс. долларов.
В свою очередь финансовый кризис, как ожидают эксперты, только усугубит ситуацию. Экономические трудности заставят немалое число талантливых современников срочно искать новую работу. В связи с этим рабовладельческий строй на рынке интеллектуальных услуг в России не только не исчезнет, но вступит в новую пору расцвета.
Профессиональные секреты "интеллектуальных рабов"
Профессиональные литераторы утверждают, что берутся доказать участие команды "негров" в том или ином книжном проекте, обнаружив, в каком месте текста кончается рука одного автора и начинается рука другого.
Никто не заподозрит в эксплуатации "рабов" Бориса Акунина или Полину Дашкову, чьи тексты отмечены стилистической цельностью и оригинальностью, однако время от времени подозрения в "рабовладельчестве" выдвигаются в адрес Марины Юденич и Татьяны Поляковой. Сами раскрыли секрет своей фирмы авторы серии "Я, вор в законе", которая выходит под именем Евгения Сухова.
Командный метод имеет свои хитрости. Бригада "негров" собирается на квартире у старшего, который распределяет обязанности. Один пишет эротические сцены, другой – драки и погони, третий – застолья. Спустя две недели все сводится воедино "бригадиру", который передает результат коллективного труда в издательство.