Минкульт решил окончательно - Торопецкую икону Божией Матери в музей не вернут
souzmuseum.ru

Икона Торопецкой Божьей матери из собрания Русского музея, находящаяся на временном экспонировании в подмосковным храме Александра Невского, вернется в Торопец, откуда попала в музейный фонд после революции, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на замминистра культуры Андрея Бусыгина.

О существовании такой возможности говорил ранее и министр культуры Александр Авдеев. За то время, пока шла история с выдачей старинного и хрупкого образа XII-XIV веков в новопостроенный храм при коттеджном поселке Княжье Озеро и неоднократным продлением сроков его нахождения там в специальной климатической капсуле (в последний раз - до конца 2011 года), в России успели принять закон о передаче Церкви имущества религиозного назначения. Он касается, прежде всего, недвижимых объектов, но не исключает передачи в храмы на временное бессрочное экспонирование предметов из музейного, библиотечного и архивного фондов. Это значит, что экспонаты могут размещаться в соборах на неопределенный срок, формально сохраняя принадлежность музейным коллекциям.

- Русский музей требует прекратить разговоры о чудесном "исцелении" Торопецкой иконы в храме

Вместе с тем, на прошлой неделе директор Русского музея Владимир Гусев сообщил журналистам, что икону необходимо как можно быстрее доставить в музей для оценки ее сохранности. Теперь, вероятнее всего, она прибудет в Санкт-Петербург досрочно, но лишь для того, чтобы снова покинуть музей.

"Недавно мы получили письмо из музея с просьбой более не продлевать сроки экспонирования в Княжьем Озере", - рассказал Бусыгин. По словам замминистра, в ведомстве намерены вернуть ее "на обследование и при необходимости на реставрацию". "Затем, мы полагаем, она займет свое историческое место в Торопце", - заключил он.

Икона Торопецкой Божьей Матери, также известная как "Эфесская", "Полоцкая", "Корсунская", датируется XII-XIV веками и является одной из старейших икон в коллекции Русского музея. В 1173 году образ был торжественно установлен в полоцком храме во имя Пресвятой Богородицы. Затем с XVII века по 1920-е годы икона находилась в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе. В 1930 году ее передали в Русский музей, где образ хранился в фондах и не выставлялся из-за опасности его окончательной утраты.

На выдаче иконы Торопецкой Божьей Матери настояло в декабре 2009 года Министерство культуры по запросу Патриарха Кирилла. Запрос, по данным СМИ, инициировал застройщик Княжьего Озера, президент группы компаний "Сапсан" Сергей Шмаков. Он же известен как благотворитель: на его средства восстанавливается собор в Торопце - бывшее "место прописки" иконы.

Министр культуры Александр Авдеев просьбу удовлетворил, несмотря на протест сотрудников отдела древнерусского искусства Русского музея. Икону передали в храм Княжьего Озера на девять месяцев.

Для хранения иконы была создана климатическая капсула, позволяющая поддерживать необходимый уровень температуры и влажности, а ее состояние оценивает специально созданная комиссия. Изначально предполагалось, что Богоматерь Торопецкая вернется в музей в сентябре 2010 года, затем срок был продлен до марта текущего года - тогда стало известно, что по решению Минкультуры образ пробудет в Подмосковье до конца 2011 года.

Когда икона находилась в Княжьем Озере, в Русском музее состоялся расширенный реставрационный совет. В нем участвовали и сотрудники музея, и реставраторы из Академии художеств и Третьяковской галереи. Совет постановил, что икона должна быть возвращена в Русский музей в кратчайшие сроки: в поселке она находится с декабря 2009 года в герметичной кассете, и визуальный осмотр нашими реставраторами не позволяет судить о процессах внутри иконы.

А она имеет сквозную трещину, так называемые профилактические заклейки, которые не должны быть на ней столь длительное время. Также икона не должна находиться в замкнутом пространстве: дерево должно "дышать". Длительное нахождение иконы в киоте способно провоцировать необратимые процессы: существующая трещина может расходиться, и со временем можно утратить икону XIV века, то есть лишиться культурного наследия: икона представляет собой единичный экспонат.

При этом сотрудники музея отмечают, что абсолютно бессильны: "Мы выступаем как структура, подчиненная Министерству культуры. Директор Русского музея занимает позицию, выгодную для министерства, а вовсе не для сотрудников и не для экспонатов".