Совет Федерации одобрил во вторник вызвавший волну критики закон о запрете нецензурной брани в произведениях литературы и искусства, в продукции средств массовой информации, на концертах, в театральных постановках, на зрелищно-развлекательных мероприятиях, а также при показе фильмов в кинотеатрах, передает ИТАР-ТАСС.
Напомним, документ предусматривает штрафы за организацию "публичного исполнения произведения литературы, искусства или народного творчества, содержащего нецензурную брань, посредством проведения театрально-зрелищного, культурно-просветительного или зрелищно-развлекательного мероприятия". Документ, в частности, запрещает использовать нецензурную брань "при показах фильмов в кинозалах", в театральных постановках, на открытии выставок, концертах, шоу и так далее. Определять слова и выражения, не соответствующие нормам литературного русского языка, будет "независимая экспертиза".
Штрафы для граждан за использование нецензурных выражений составят от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. рублей, для юрлиц - от 40 тыс. до 50 тыс. рублей. При повторном совершении правонарушения денежные санкции увеличиваются, также предусматривается приостановление деятельности предпринимателей на три месяца.
Существенной новеллой закона стал запрет выдачи прокатного удостоверения, если в фильме присутствует мат, при этом за показ кинопродукции без прокатного удостоверения вводятся штрафы от 50 тыс. до 100 тыс. рублей. Повторное нарушение грозит уже суммой от 100 тыс. до 200 тыс. рублей или приостановлением деятельности до трех месяцев.
Кроме того, согласно документу, отечественный фильм, если в нем используется нецензурная лексика, не может быть признан национальным.
Согласно закону, производители обязаны размещать на аудиовизуальной продукции и книгах предупреждение "нецензурная брань", при этом подобные товары обязательно должны продаваться в запечатанной упаковке. Отсутствие предупреждающей надписи влечет штраф, соизмеримый санкциям за мат в театральных постановках, на концертах и в кинофильмах. Отдельно отмечается, что данные нормы не распространяются на продукцию, которая выпущена до дня вступления закона в силу.
В случае подписания закона президентом он начнет действовать уже с 1 июля 2014 года.
Напомним, российские деятели культуры раскритиковали этот законопроект. Худрук МХТ им. Чехова, народный артист СССР Олег Табаков назвал его "типичным словоблудием". Он отметил, что в его театре за все годы был только один спектакль с матерными словами. "За все годы, проведенные в МХТ, на моей памяти был один спектакль - "Изображая жертву" братьев Пресняковых, - в котором персонаж активно использовал мат. Помните - монолог старшего лейтенанта милиции, который высказывает все, что у него накипело на душе, и делает это исключительно с помощью ненормативной лексики? Но при этом было очевидно, что герой по-другому не может, это его состояние души", - вспоминает артист.
Писатель Сергей Шаргунов напомнил, что в русской классической литературе немало матерной лексики. "Во всей русской литературе, пусть и редко, но всегда к месту присутствовала обсценная лексика. И что - давайте теперь запретим Пушкина, Есенина, Маяковского? Ну давайте будем с ними бороться", - комментирует писатель.
Он считает подобные законы ханжескими. "Это же типичная игра в Тартюфа, ханжество. Во всем нужна мера. Я не сторонник вседозволенности, но такими методами бороться с бескультурьем нелепо. Наши депутаты и чиновники проявляют либо фарисейство, либо дремучесть, когда пытаются ополчиться на литературу как таковую", - отметил Шаргунов.
Галерист Марат Гельман убежден, что для борьбы с матом достаточно маркировки по возрасту. "Есть маркировка "16+", "18+", "21+" - этого достаточно вместо всех запретительных законов", - отметил он. Галерист считает, что подобные законы принимаются ради того, чтобы отвлечь общество от реальных проблем.
Русский мат - не только ругательства, но и зеркало социума и стратегическое преимущество армии РФ
Год назад в России было законодательно запрещено материться в СМИ. Причем Роскомнадзор возложил на сетевые издания полную ответственность за чужой контент на своих страницах, а депутаты принялись рассуждать о том, что блоггеры могут вынудить их распространить запрет на матерщину на весь интернет.
Теперь же Госдума и Совфед распространили запрет на табуированную лексику в театре, кино и на концертах в те дни, когда миру была явлена вся сила и мощь русского мата, способного в критических ситуациях эффективно противостоять танкам.
Филологи признают, что вопросы "чистоты языка", как правило, бывают увязаны с социальными тенденциями, доминирующими в обществе на том или ином этапе. Профессор Александр Шахнарович в предисловии к антологии Фархада Ильясова "Русский мат" отмечал, что в России "долгое время говорить красиво и правильно не считалось престижным, особенно среди элитарных кругов советского общества: лидеры нашего государства демонстрировали свою "близость к народу"; человек, говоривший на безупречном русском языке, воспринимался с определенным оттенком иронии".
И наоборот, приблатненность, близость афоризмов лидеров страны к "совку" и "казарме" рассматривалась многими исследователями как предпосылка для широкой популярности. Такой анализ, к примеру, в отношении президента РФ Владимира Путина проводил писатель-сатирик Виктор Шендерович.
Виктор Ерофеев, рассуждая о лексике российского лидера, отмечал: "Мат в России - это единственное звуковое явление, которое является большим, чем звуковое явление. Это язык подавления, это приказы, это язык посыла, архаический язык". И экспрессией "крепкого слова" не пренебрегают многие политики.
К тому же резкие высказывания и даже оскорбления зачастую используются, по выражению исследователя художественных принципов раблезианства Михаила Бахтина, для низведения неких актуальных тем до области "телесного низа". В качестве примеров издание "Кавполит" приводит шквал оскорблений, которые обрушились со стороны лидера ЛДПР Владимира Жириновского в адрес беременной журналистки, а также высказывание главы Северной Осетии Теймураза Мамсурова по отношению к женщине с косой и "дебильным взглядом" на инвалидной коляске и, наконец, целый фильм, который журналисты НТВ сняли о "фуриях Майдана".
В официальном разъяснении Роскомнадзора к нецензурным словам и выражениям относятся четыре общеизвестных слова, начинающихся на "х", "п", "е", "б", а также образованные от них слова и выражения. Вместе с тем словари русского мата насчитывают не менее 5000 лексических единиц (в отличие от английского языка, в котором насчитываются всего 16 бранных слов). В интернете даже встречаются онлайн-самоучители, предлагающие оригинальные связки и сочетания.
На бытовом уровне мат используется не только и не столько как оскорбления, но, что называется, для связки слов, а также разъяснения абстрактных понятий и упрощения коммуникации. При этом мат не является привилегией низшей социальной прослойки - литературоведам хорошо известны примеры использования ненормативной лексики в произведениях русских классиков, включая, например, Александра Пушкина и Владимира Маяковского.
Мат является важным средством выражения художественного замысла в театральных проектах, таких, например, как "Король Убю" в Et Cetera. И даже имеющий репутацию интеллигента и эстета глава МИД РФ Сергей Лавров недавно признался в шоу "Вечерний Ургант", что многократно матерился в присутствии людей, которые по-русски не понимают.
Своя особая нелитературная надстройка существует и у армейской лексики. В целом "второй командный" язык считается одним из стратегических преимуществ российский армии, поскольку в критических ситуациях личный состав переходит на ненормативную лексику, позволяющую до предела сократить словосочетания и даже целые фразы, что в итоге влияет на время принятия решения и реагирования. Возможно, из этих соображений депутаты Госдумы воздерживаются от тотального запрета мата.
The Guardian: Достоевский и Солженицын не согласились бы с этим законом
Анализируя недавно принятый Госдумой РФ закон о запрете нецензурной лексики на телевидении, в театре, кино, литературе и СМИ, британское издание The Guardian, ссылаясь на таких классиков русской литературы, как Достоевский и Солженицын, выражает опасение, что многим видным российским деятелям искусства будет трудно обойтись в своем творчестве без мата.
Комментируя новый российский закон, газета недоумевает, как множество российских писателей, режиссеров и музыкантов будут обходиться без нецензурной лексики, столь прочно вошедшей в обиход представителей всех слоев населения России, сообщает NEWSru Israel.
Проявляя недюжинные познания как в классической, так и в современной российской культуре, The Guardian предлагает поклонникам группы "Ленинград" попрощаться с любимыми музыкантами, поскольку группе, даже написавшей песню под названием "Невозможно жить без мата", будет не с чем выступать.
The Guardian цитирует классика русской литературы Федора Достоевского, писавшего, что "можно выразить все мысли, ощущения и даже целые глубокие рассуждения одним лишь названием этого (нелексиконного) существительного, до крайности к тому же немногосложного".
Напоминая читателям, что нецензурной лексикой не гнушались такие известные поэты и писатели России, как Александр Пушкин, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Александр Солженицын, Сергей Довлатов, Виктор Ерофеев и другие авторы, The Guardian отмечает, что нельзя не согласиться с Ерофеевым в том, что русский мат на сегодняшний день является "скорее философией, чем языком".