35 лет назад вышел один из самых популярных отечественных фильмов "Белое солнце пустыни". С момента появления на экране весной 1970 года картина сразу была замечена критиками, вызвала восторг зрителей и принесла известность ее создателям - режиссеру Владимиру Мотылю, сценаристам Валентину Ежову и Рустаму Ибрагимбекову.
Только за первый год фильм посмотрели 35 млн зрителей. Этот фильм был задуман как российский вестерн на тему борьбы с басмачами. Сценаристы Валентин Ежов и Рустам Ибрагимбеков написали несколько вариантов, но ни один из них не понравился режиссеру. Тогда решили искать свидетеля Гражданской войны в Средней Азии. Когда его наконец нашли, он пересказал давно известные байки и, прощаясь, вспомнил про то, как степные ханы бросали в боях свой гарем и как потом трудно было в пустыне с этими женщинами в паранджах.
Так появился новый сценарий, рабочее название которого было "Спасите гарем". Съемки шли трудно: в страшной жаре, на берегу Аральского моря, в песках. Отснятую пленку самолетом везли в Москву и ждали проявки. Лошади не желали скакать, актеры падали в обморок от солнечных ударов, но Мотыль настойчиво продолжал свое дело, отмечает РИА "Новости".
Сначала никто из кинематографистов не понял, что получился шедевр. Фильм долго не хотели утверждать в высших кинематографических инстанциях. Именно там родилась легендарная фраза "Восток - дело тонкое", которую сказал тогдашний заместитель председателя комитета по кинематографии Владимир Баскаков. Все-таки фильму дали вторую категорию и выпустили на экраны страны малым тиражом и без всякой рекламы.
Фильм "Белое солнце пустыни" давно стал классикой и одной из любимых картин российского зрителя. Фразы из него стали крылатыми: "за державу обидно", "стреляли", "Гюльчатай, открой личико", "я мзды не беру", "восток - дело тонкое".
В фильме гармонично сочетаются актерская игра и пафос Гражданской войны, азарт поединка - с идеалами чести, юмор - с монументальным исламским пейзажем. В роли непобедимого одинокого красноармейца Сухова актер Анатолий Кузнецов сумел передать не просто ловкость, смекалку и силу, а сам былинный дух героизма. Глубину чести воплотил в роли таможенника великий актер Павел Луспекаев, а безмолвный Саид, сыгранный Спартаком Мишулиным, добавил русской стихии восточный орнамент.
Однако, несмотря на всероссийскую славу этого фильма, Мотыль не получил ни одной российской награды. Его не один раз выдвигали на Государственную премию и каждый раз игнорировали. Наконец, возмутившись хронической несправедливостью, первый президент России Борис Ельцин своим указом наградил кинорежиссера орденом Почета (1995) за фильм "Белое солнце пустыни".
Как сказал накануне юбилея картины ИТАР-ТАСС известный российский режиссер Марлен Хуциев, "дело не только в таланте практически всей съемочной группы, но и в "госпоже удаче", которая, несомненно, сопутствовала создателям картины во время съемок", проходивших в достаточно трудных природных условиях.
"Авторам удалось соединить элементы приключенческого фильма, комедии с традициями русского национального фольклора и даже мотивами народной лексики, что особенно сказалось в любовных письмах красноармейца Сухова в деревню, к своей невесте. Да и сам образ главного героя в прекрасном исполнении актера Анатолия Кузнецова во многом сродни хитроумным солдатам, которые всегда побеждают в борьбе со злом и женятся на прекрасных царевнах", - сказал Марлен Хуциев.
Как справедливо отметил режиссер, "хотя действие происходит в годы Гражданской войны, всякие идеологические мотивы сведены до минимума".
Специалисты и зрители высоко оценили операторскую работу Эдуарда Разовского, музыку Исаака Шварца и текст песен Булата Окуджавы. Неслучайно сегодня многие зрители думают, что знаменитая "Госпожа Удача" - это народная песня, а многие фразы и реплики из фильма прочно вошли в нашу жизнь и стали крылатыми выражениями.
Нельзя не отметить, что картина "Белое солнце пустыни" стала своеобразным талисманом для наших космонавтов. Перед каждым стартом на орбиту на Байконуре ее смотрят все российские космонавты, а в последнее время и их зарубежные коллеги.
Как сообщила ИТАР-ТАСС Ольга Козыренко, руководитель группы психологической поддержки Института медико-биологических проблем, на борту Международной космической станции есть запись этого фильма. "Эта картина и звучащая в ней песня Булата Окуджавы греют душу, напоминают о доме, о друзьях и являются мощной психологической поддержкой на орбите", - сказала Ольга Козыренко.
Как отметил со своей стороны режиссер Владимир Мотыль, его радует, что этот фильм так любим и популярен у космонавтов и "помогает им в трудной, полной опасности и риска профессии".