В Петербурге суд "простил" неонацисту Рыжему Тарзану поджог церкви и наказал его пятью годами колонии
Russian Look
 
 
 
Адвокаты обвиняемого называли предложенный прокуратурой срок "аномально большим", а жесткую позицию обвинения связали с "политическими" мотивами
Russian Look
 
 
 
Дацик признал факт поджога, но суд не поверил
Russian Look

В Санкт-Петербурге вынесен приговор 32-летнему националисту Вячеславу Дацику, которого обвиняли в разбойном нападении и поджоге храма. В итоге его признали виновным только по первому эпизоду.

По решению Невского районного суда Петербурга кикбоксер Вячеслав Дацик, известный также под прозвищем Рыжий Тарзан, проведет пять лет в исправительной колонии общего режима, передает "Интерфакс". На фоне того, что прокуратура требовала для него 9 лет заключения, окончательный вердикт выглядит достаточно мягким.

Признав Дацика виновным по ч.2 ст.162 (разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору), российская Фемида прекратила уголовное преследование в отношении него по статьям 30.3 и 167.2 (покушение на поджог православной церкви) УК РФ. При этом суд отметил, что обвиняемый был депортирован из Норвегии и, следовательно, может быть судим только за преступления, по которым его выдали.

Ранее на это обстоятельство обращал внимание адвокат Андрей Федорцов. "Генпрокуратура запрашивала его выдачу у норвежской стороны только в связи с расследованием разбойного нападения на салон "Вест Телеком". Выдвижение новых обвинений, считает защита, должно быть согласовано с Норвегией. Уголовное преследование в этой части неправомочно", - заявлял защитник.

Также и в отношении предполагаемого соучастника Вячеслава Дацика - Павла Степанова - прекращено уголовное дело в связи с его непричастностью к совершению поджога. Теперь фигурант имеет право на реабилитацию и возмещение ущерба.

В ходе прений гособвинение требовало приговорить Вячеслава Дацика к девяти годам лишения свободы, а также к штрафу в 250 тысяч рублей и к выплате 260 тысяч рублей по гражданским искам потерпевших.

Адвокаты обвиняемого называли предложенный прокуратурой срок "аномально большим", а жесткую позицию обвинения связали с "политическими" мотивами, передает ИТАР-ТАСС.

Сам Вячеслав Дацик в последнем слове после семичасового судебного заседания, проходившего во вторник, заявил, что он готов к любому наказанию. "Данное преступление я совершил. Мне не важно, сколько лет мне дадут, я признаю, что это (разбой) я сделал, но своей вины в этом я не признаю", - заявил Дацик. По его словам, ему все равно, "какой будет приговор - 9 лет или пожизненное".

На оглашение приговора Вячеслава Дацика доставили около 20 конвоиров, в том числе бойцы спецназа, сообщает "БалтИнфо". Повышенные меры безопасности приняты на тот случай, если обвиняемый вновь продемонстрирует свой буйный нрав.

Напомним, Вячеслав Дацик, называющий себя чемпионом по боям без правил в супертяжелом весе, является активным сторонником запрещенной националистической организации "Славянский союз". Он был арестован в 2007 году за серию ограблений салонов сотовой связи в Санкт-Петербурге, а позднее осужден и отправлен на принудительное лечение. Через некоторое время неонацист сбежал из психиатрической лечебницы, пробрался неизвестным путем в Норвегию, где выдал себя за жертву карательной психиатрии в надежде получить политическое убежище. Однако Дацика депортировали в Россию.

Дацик признал факт поджога, но суд не поверил

Как следует из свежих материалов в деле Рыжего Тарзана, поджог прихода преподобного Серафима Вырицкого на Загребском бульваре в Купчино произошел вечером 22 августа 2010 года. В тот день алтарник Александр Козубов и пожилой сторож Леонид услышали треск забора и подумали, что это шалят какие-то дети. Они вышли наружу и побежали в разные стороны, чтобы поймать нарушителей.

По словам алтарника, он увидел Дацика, который поливал стену прихода из бутылки какой-то горючей жидкостью. Александр Козубов подбежал к злоумышленнику и закричал "Нельзя!", но Дацик кинул зажженную спичку, а вместо ответа ударил церковнослужителя в лоб, отчего тот упал и потерял сознание.

Когда Александр Козубов очнулся, уже начинался серьезный пожар, а поджигатель скрылся. "Конечно, надо было вызвать сразу и милицию, и пожарных, но когда я увидел Дацика, то просто растерялся", - рассказывал позднее алтарник. Он отделался сравнительно легкими повреждениями, а сторож-пенсионер Леонид был серьезно избит. Кто это сделал, Александр Козубов не видел.

Служитель церкви также опознал подельника Дацика Павла Степанова, который приходил в храм еще до поджога. Он якобы зашел и стал говорить, что хочет пожертвовать крупную сумму, но готов передать деньги только лично настоятелю храма. А того как раз в этот момент в приходе не было. "Не знаю, зачем он приходил. При поджоге я его не видел. Может, проводил заранее какую-то "разведку", - предположил Александр Козубов.

Сам Павел Степанов опровергал на суде слова потерпевшего. "Это полный бред и наглая ложь, я никогда туда не приходил. Уверен, что и Слава тоже не участвовал", - утверждал обвиняемый. Степанов заявил, что следствие сделало его фигурантом дела просто потому, что они с Дациком близкие друзья.

Кстати, сам Дацик, напротив, даже сознавался в поджоге. "Деяние было совершено мной, вину свою не признаю", - заявил Рыжий Тарзан в марте, в самом начале процесса. При этом он отметил, что следователями не были опрошены свидетели, на которых указал обвиняемый. Также не были установлены мотивы совершения преступлений.

По словам подсудимого, вину он не признает по той причине, что считает нынешнюю российскую власть нелегитимной.

Дацик протестовал против квалификации своего деяния по статье 167 УК РФ (умышленное уничтожение или повреждение имущества). Он заявил, что храм поджигал не из хулиганских побуждений, как отражено в материалах дела, а по мотивам ненависти к православной общине. И поэтому его действия следовало бы расценивать по статьям 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) УК РФ.

В то же время Рыжий Тарзан заявлял, что следствием не доказана его причастность к поджогу.

Разбойное нападение на салон сотовой связи "Вест Телеком" в Невском районе Дацик совершил, по данным следователей, сразу после побега из психбольницы летом 2010 года.

Известный своими экстравагантными выходками неонацист не успокоился даже в зале суда, который он тоже "попытался поджечь". 15 марта во время перерыва между предварительными заседаниями Рыжий Тарзан находился в конвойном помещении, когда там началось возгорание. Позже Дацик сообщил своей матери Светлане через решетку в зале суда, что в комнате замкнуло проводку. Однако один из сотрудников суда рассказал, что, по его сведениям, подсудимый сам поджег там какую-то бумажку. А судье Невского районного суда Игорю Соханенко подсудимый представился следующим образом: "Дацик Смертослав Сварожич, по вашему оккупационному паспорту Дацик Вячеслав Валерьевич".

На процессе своего "артистичного" сына всячески поддерживала мать Светлана Дацик. По ее мнению, гособвинитель "нес ахинею", а все происходящее было "спланированной диверсией" против ее сына. В зале заседаний также присутствовала жена Вячеслава Дацика с малолетними детьми обоего пола.

Националисты считают приговор местью психбольному товарищу за его убеждения

Лидер объединения "Русские" Дмитрий Демушкин назвал вынесенный своему единомышленнику Вячеславу Дацику приговор "местью за убеждения". Он также считает, что Рыжего Тарзана следовало бы содержать в больнице.

"Ему мстят за его убеждения и ему мстят за его побег, потому что это вызвало большой международный резонанс. Он привлек власти Норвегии к обсуждению ситуации в российских тюрьмах, правам человека и беспределу, который происходит, а Генпрокуратура была вынуждена постоянно комментировать это", - заявил Дмитрий Демушкин.

По его мнению, наказание, назначенное судом В.Дацику, оказалось мягче, чем ожидали националисты. "Мы ожидали более сурового, жесткого приговора, мы думали, что ему дадут девять лет, хотя и пять лет однозначно ни за что дали", - сказал Дмитрий Демушкин.

При этом он, в отличие от самого Дацика, не считает, что действия осужденного мотивированы определенной идеологией. "Явно это была просто хулиганская выходка, потому что он зашел третий раз в салон и ограбил его, не причинив какого-либо вреда. Вячеслава надо содержать в больнице, а не в какой-то колонии", - заключил лидер "Русских".

Побег "к викингам"

Как ранее сообщалось, после осуждения за серию грабежей салонов сотовой связи в Петербурге Дацика поместили в спецучреждение на психиатрическое лечение как невменяемого. Однако летом 2010 года его почему-то перевели в обычную стационарную Дружносельскую психиатрическую больницу в Ленинградской области, откуда он сбежал уже в августе 2010 года. 22 сентября 2010 года Рыжий Тарзан сдался властям Норвегии и попросил политического убежища. Под предлогом найденного у Дацика пистолета его арестовали.

7 октября 2010 года миграционная служба Норвегии отказала неонацисту в убежище. За незаконное ношение оружия на территории Норвегии он был приговорен к 8 месяцам тюрьмы, причем срок наказания истекал в мае 2011 года. 16 февраля 2011 года суд Осло вынес решение об экстрадиции националиста в Россию. И хотя Дацик обжаловал это постановление в Верховном суде Норвегии, оно было выполнено.

После принудительного возвращения в Россию Дацик не раз становился героем скандальных новостей. Так, в ноябре 2011 года он устроил дебош в Красногвардейском районном суде. А в январе 2012 года возникли слухи, что Рыжего Тарзана убили в "Крестах". В итоге руководство управления ФСИН по Санкт-Петербургу и Ленинградской области было вынуждено выступить с официальным опровержением этой информации.

Добавим, что неспособность выразить ясное отношение к поступкам эпатажного неонациста проявили не только правоохранительные органы, "забывшие", например, проинформировать о поджоге церкви норвежских коллег. Рыжий Тарзан также стал своеобразной "головоломкой" и для российских психиатров, привлеченных к расследованию. Если сначала два российских суда на основании их заключений признали Вячеслава Дацика невменяемым, то в мае 2012 года судебно-психиатрическая экспертиза в институте имени Сербского в Москве подтвердила его вменяемость. К такому же выводу пришли и норвежские медики.