Псковский городской суд 8 ноября вынес приговор трем уже бывшим стражам порядка и лидеру регионального отделения фонда "Город без наркотиков" Константину Вилкову. Их признали виновными в преступной халатности и превышении полномочий, повлекших гибель женщины во время рейда. Труп злоумышленники спрятали в лесу, а улики уничтожили.
Российская Фемида назначила экс-сотруднику МВД Роману Коншину наказание в виде двух лет лишения свободы условно с испытательным сроком в два года. Его прежний коллега Алексей Федотов приговорен к 2,5 года лишения свободы условно. А бывшая сотрудница МВД Ирина Царева отделалась шестью месяцами исправительных работ с удержанием 10 процентов заработка. Однако и от этого исключительно мягкого наказания суд избавил подсудимых, освободив их по амнистии, объявленной в честь 70-летия Победы, пишет "Псковское агентство информации".
Константину Вилкову назначили 1,5 года лишения свободы условно, но также объявили амнистию.
Как следует из материалов уголовного дела, сотрудники МВД вместе с активистами "Города без наркотиков" устраивали совместные рейды по наркопритонам и местам торговли наркотиками. 19 декабря 2014 года во время очередной облавы в одном из наркопритонов стражи порядка задержали Оксану Казимировскую.
В суде позднее отмечалось, что Федотов и Коншин, зная, что Казимировская могла хранить наркотики во рту, подбежали к ней, повалили на землю и применили к ней наручники. При этом Казимировская проглотила полимерный пакет с наркотическим веществом и подавилась: сверток закрыл просвет гортани. Поскольку руки женщины были скованы наручниками, самостоятельно вытащить пакет изо рта она уже не могла. А никто из окружающих не собирался ей помогать. В течение нескольких минут Оксана скончалась от механической асфиксии.
Полицейские сначала думали, что Казимировская симулирует обморок. Они отвезли безжизненное тело к аптеке, купили нашатырный спирт и пытались привести Оксану в чувство. Осознав, что женщина умерла, стражи порядка решили избавиться от трупа.
Казимировскую перевезли к дому Коншина, у которого находился ключ от наручников. Далее Федотов, Коншин и Вилков вступили в преступный сговор. При этом суд посчитал, что Царева не была осведомлена о замыслах коллег, хотя следователи полагают обратное: Ирина осталась в городе, обеспечивая сообщникам алиби (мобильники мужчин тоже находились при сотруднице полиции, чтобы потом нельзя было отследить их передвижения).
Злоумышленники вывезли труп в лес рядом с деревней Васильево Палкинского района, а затем избавились от других улик: провели химчистку салона машины, в которой везли труп, а также уничтожили одежду, которая в тот момент была на соучастниках преступления.
Тело Оксаны Казимировской было обнаружено довольно быстро - 23 декабря 2014 года. Впоследствии удалось установить личности предполагаемых убийц.
В ходе предварительного следствия Константин Вилков неоднократно игнорировал вызовы на допросы, а потом еще и помог одному из подозреваемых переехать в другой регион. В итоге активиста взяли под стражу, но потом заменили ему меру пресечения на домашний арест, пишет "Комсомольская правда".
Полицейских Федотова и Коншина признали виновными по ч. 1 ст. 286 ("Превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан"), а их коллегу Цареву - по ст. 293 ("Халатность") УК РФ. Вилкову инкриминировали ч. 5 ст. 33 и ч. 1 ст. 286 УК РФ ("Пособничество в превышении должностных полномочий").
"В результате противоправных действий оперуполномоченных при активном содействии Вилкова были нарушены права Казимировской и ее родственников: право на частную собственность, право на погребение. Также были нарушены охраняемые интересы общества и государства", - отметил суд.
На судебном заседании подчеркивалось, что подобное поведение сотрудников полиции формирует неуважение к правовым нормам и дискредитирует авторитет правоохранительных органов.
Вместе с тем суд снял обвинение по п. "а, б, в" ч. 3 ст. 286 УК РФ ("Превышение полномочий с применением оружия и спецсредств, с причинением тяжких последствий"), выдвинутое в отношении Федотова и Коншина. Таким образом, российская Фемида не увидела прямой причинно-следственной связи между действиями полицейских и смертью Оксаны Казимировской.
При вынесении приговора были учтены смягчающие обстоятельства: положительные характеристики обвиняемых, отсутствие у них судимостей, частичное признание вины, принесение извинений потерпевшей стороне и выплата компенсаций, наличие на иждивении детей, явка Федотова с повинной и скорое рождение ребенка у Вилкова.
Приговор может быть обжалован в течение 10 дней в Псковском областном суде.