В ходе расследования резонансного побега из вологодской колонии строгого режима, осуществленного на вертолете, Следственный комитет России выявил целый ряд грубых нарушений со стороны надзирателей. Как оказалось, опасному преступнику создали вольготные условия существования и он пользовался современными благами цивилизации. Это дало ему возможность заработать миллионы и подготовить беспрецедентный в истории России побег.
По предварительным данным, беглый преступник Алексей Шестаков даже "открыл свой бизнес" на территории пенитенциарного учреждения, передает "Интерфакс" со ссылкой на официального представителя СК РФ Владимира Маркина.
По его словам, еще в мае 2011 года администрация ИК-17 сняла Алексея Шестакова с учета лиц, склонных к побегу. "Однако факт его совершения (впоследствии) дает основания усомниться в обоснованности принятого решения", - добавил Владимир Маркин.
По данным следователей, Алексей Шестаков "пользовался послаблениями режима и недопустимой свободой в исправительном учреждении": он проживал отдельно от других осужденных, отмечаясь на проверках только дважды в сутки.
"Блатной" заключенный длительное время беспрепятственно пользовался запрещенными к обороту на режимной территории предметами, в том числе сотовым телефоном. У Алексея Шестакова было при себе несколько сим-карт, и он "бесконтрольно вел по ним переговоры", а также "осуществлял выход в интернет".
Это позволило осужденному длительное время заниматься подготовкой побега, поскольку "в результате предоставленной свободы он получил возможность наладить необходимые контакты, подыскать соучастников, договориться о содействии и помощи". Кроме того, заключенный самостоятельно "нашел и подготовил транспорт, а также предметы, используемые в качестве оружия".
Фактически, осужденный за тройное убийство грабитель заказал вертолет почти с такой же легкостью, с какой обычно вызывают такси. "Льготные" условия заключения помогли Шестакову "даже изготовить снаряжение, использованное позже для побега".
Более того, со слов Владимира Маркина, заключенный получал доход, "занимаясь распространением на территории колонии различных предметов, в том числе и запрещенных к обороту (зажигалки, сотовые телефоны)". Тем самым Алексей Шестаков получил возможность "свободно пользоваться денежными средствами, которые хранил, в том числе, и в колонии". Заработанные предприимчивым зэком миллионы шли на "финансирование мероприятий, связанных с подготовкой к побегу".
"По результатам проведенной проверки действиям (бездействию) должностных лиц исправительной колонии № 17 управления ФСИН РФ по Вологодской области будет дана надлежащая уголовно-правовая оценка", - подчеркнул Владимир Маркин.
В настоящий момент следователи устанавливают степень вины надзирателей в допущенных нарушениях.
Побег зэка-миллионера на Ми-2
Рано утром 22 марта двое сообщников Алексея Шестакова под видом туристов захватили вертолет Ми-2, принадлежащий "Вологодскому авиапредприятию". Угрожая летчику Василию Рычкову пистолетом и гранатой, они принудили пилота изменить первоначальный маршрут полета и лететь к "зоне". Сначала злоумышленники ошиблись и прилетели к другой колонии, но в дальнейшем им сопутствовала удача.
Оказавшись над территорией ИК-17, Александр Русаков и Татьяна Важанина выкинули вниз один конец троса с привязанной к нему палкой. На этой импровизированной "веревочной лестнице" им удалось поднять Алексея Шестакова в воздух. Камеры слежения зафиксировали, как вертолет с человеком, уцепившимся за трос под ним, набирает высоту и улетает прочь. Через несколько километров пилоту пришлось приземлиться, чтобы Алексей Шестаков смог забраться внутрь вертолета.
По расчетам следователей, Ми-2 "висел" над колонией всего 15 секунд. Это свидетельствует о том, что действия преступников были хорошо скоординированны, и Алексей Шестаков держал с сообщниками постоянную связь.
Первоначально сообщалось, что женщина-охранник на вышке даже успела открыть огонь на поражение, но пресечь побег не смогла. Позднее во ФСИН объяснили произошедшее растерянностью перед "падающим" вертолетом, а также тем, что заключенные колонии якобы не находятся под постоянным наблюдением и беспрепятственно перемещаются по внутренней территории.
В районе Окружного шоссе в Вологде вертолет сделал еще одну посадку, чтобы высадить всех трех пассажиров. После этого Шестаков и его сообщники разбежались в разные стороны.
На воле Алексей Шестаков пробыл всего три часа, однако за это время он успел переполошить все областные правоохранительные органы и спецслужбы.
Задержали беглеца в полдень под Грязовцом, куда он добрался на такси. Причем в момент обнаружения заключенный был пьян и вел себя неадекватно. Когда же Алексей Шестаков осознал, что его разоблачили, он достал гранату и предпринял новую отчаянную попытку скрыться.
Пока перепуганные полицейские прятались за капотом машины, заключенный нажал на педаль газа и помчался прочь. Через некоторое время Шестаков бросил автомобиль и попытался скрыться во дворах. Но после короткой перестрелки и легкого ранения в бок преступник сдался.
Сутки спустя были задержаны и сообщники Алексея Шестакова.
В ходе расследования выяснилось, что Алексей Шестаков пообещал своим подельникам 2 миллиона рублей за помощь в побеге. Причем эти деньги у него действительно были, а заключенный не скупился и на другие расходы.
В связи с произошедшим возбуждено уголовное дело по ст.211 (угон воздушного судна) и ст.313 (побег заключенного из колонии) УК РФ. В настоящее время в управление ФСИН России по Вологодской области прибыла группа центрального аппарата пенитенциарного ведомства, которая должна провести проверку и выяснить все обстоятельства случившегося.
Добавим, что побеги на вертолетах российским заключенным пока в новинку, хотя в Европе это достаточно распространенное явление. А в Вологодской области, по данным ФСИН, не было ни одного удачного побега за последние два десятка лет.