В конфликте ВР и ТНК-ВР вокруг стратегического альянса британской компании с "Роснефтью" появился новый участник. Канадская Norex, которая уже десять лет судится с российскими акционерами ТНК-ВР за долю в "Югранефти", нашла способ использовать ситуацию в своих интересах.
Утверждая, что сделка по выкупу "Роснефтью" и ВР доли AAR в ТНК-ВР близка к завершению, Norex требует ее приостановить, чтобы принять участие. Впрочем, эксперты не верят в успех ходатайства, так как до сих пор компания в судах ничего не добилась, пишет в среду "Коммерсант".
- Обозреватель Максим Блант: Пиррова победа над ВР
Издание рассказывает, что в конце мая Norex направила в Верховный суд Нью-Йорка два ходатайства о приостановлении сделки по продаже консорциумом акционеров AAR 50% в ТНК-ВР британской ВР. Покупка доли в ТНК-ВР должна позволить ВР осуществить обмен акциями с "Роснефтью" и возобновить сорвавшуюся сделку по стратегическому партнерству с госкомпанией. Но Norex считает, что "неправомерно лишена" возможности участвовать в сделке по продаже доли AAR, и требует ее заморозить.
Как поясняют в Norex, "Югранефть", которую компания считает своим активом, является неотъемлемой частью сделки. Поэтому сама Norex также должна быть представлена за столом переговоров.
В результате сделки AAR получит "миллиардную прибыль" от активов Norex, утверждают в компании, хотя точный размер ущерба оценить пока не берутся. Norex просит представить ей документы по сделке ВР и AAR, чтобы понять, как в ее рамках оценена "Югранефть".
ОАО "Корпорация "Югранефть" - предприятие ТНК-ВР в Ханты-Мансийском округе. Компании принадлежит лицензия на право добычи нефти и газа на Малочерногорском лицензионном участке. Добыча на месторождении падает, составляя около 600 тысяч тонн нефти в год. С начала разработки на месторождении добыто более 15 млн тонн нефти.
Конфликт AAR и Norex длится уже десять лет. В 1994 году Norex совместно с "Черногорнефтью" создала ОАО "Югранефть", в 1999 году Norex увеличила свою долю до 70%. В том же году ТНК приобрела контроль над "Черногорнефтью".
У нового акционера появились вопросы к Norex: оказалось, что половину в "Югранефти" Norex получила за 5,8 млн долларов, которые внесла в виде ноу-хау. Суть ноу-хау состояла "в изменении гидрологии пласта с целью оптимизации добычи и принципиального изменения экологического состояния месторождения" (по словам Norex) - или "в обучении правилам пользования зубной щеткой, а также основам работы с ЭВМ" (по словам ТНК). В итоге суд установил незаконность владения Norex 50% "Югранефти" и оставил за ней только 20%.
В 2001 году, по словам Norex, люди в форме, вооруженные АК-47, действующие по указанию акционеров ТНК, ворвались в офис "Югранефти", заявив, что ТНК полностью купила компанию и новым главой назначен Александр Берман.
В 2003 году ТНК и ВР создали ТНК-ВР, и компания полностью консолидировала "Югранефть". Norex начала судебные иски против ТНК в российских и американских судах, но до сих пор ей не удалось выиграть ни одного процесса.
Последний иск к ТНК-ВР компания подала в Верховный суд штата Нью-Йорк 7 марта 2011 года. Ущерб компания оценивает более чем в 500 млн долларов, однако по американскому законодательству может требовать его возмещения в трехкратном размере - 1,5 млрд долларов.
В суд на ВР Norex тоже уже подавала. После объединения ТНК и ВР в 2005 году она решила, что часть ответственности за ущемление ее прав в России ложится на британскую компанию и представителей ее руководства, и подала дополненный иск в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка на 2 млрд долларов.
Напомним, до недавнего времени осваивать арктический шельф "Роснефть" планировала совместно с британской ВР: в январе компании договорились о создании глобального стратегического альянса со взаимным обменом акциями и созданием СП для разработки трех месторождений в Карском море. Но сделку торпедировал российский партнер ВР по ТНК-BP - консорциум ААР.
После срыва альянса с ВР вице-премьер российского правительства Игорь Сечин заявил о намерении "Роснефти" искать нового партнера для освоения Арктики: "Есть еще много хороших компаний. Shell - хорошая компания с хорошими технологиями... Chevron - замечательная компания, Exxon, CNPC. Petronas - просто суперкомпания. Petrobras - лидер по глубоководному шельфу", - перечислил вице-премьер возможных претендентов.
Но из всех названных Сечиным компаний переговоры ведутся только с Shell, утверждают чиновники правительства.