Американское PR-агентство Ketchum, являющееся подразделением Omnicom, больше не представляет интересы "Газпрома", написала в воскресенье, 31 августа, американская газета The New York Times.
Эту информацию изданию подтвердила партнер Ketchum в Вашингтоне Кэти Дживонс. По ее словам, сотрудничество PR-агентства с российским энергетическим гигантом недавно завершилось. Дживонс объяснила это намерением "Газпрома" сосредоточиться на европейском рынке. Дживонс также сообщила, что Ketchum сократил число сотрудников, работающих с Россией, на треть.
Ketchum продвигал интересы "Газпрома" с середины 2000-х годов, рассказывает Forbes. В сентябре 2012 года нью-йоркский портал журналистики расследований ProPublica сообщил, что Ketchum размещал на сайтах телеканала CNBC и интернет-издания Huffington Post восхваляющие Россию колонки, написанные по его заказу "якобы независимыми колумнистами".
По оценке ProPublica, с середины 2006 по середину 2012 года Ketchum за создание положительного имиджа России на Западе получил от российского правительства 23 млн долларов, и еще 17 млн - от "Газпрома".
В "Газпроме" тогда отказались комментировать сотрудничество с американскими лоббистами. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков опроверг информацию о том, что Ketchum получил из российского бюджета 23 млн долларов. "От администрации президента Ketchum никакие деньги не получает. Мы продолжаем с ним сотрудничать, но не напрямую. Никакие бюджетные деньги на это сотрудничество не тратятся", - заявлял Песков.
The New York Times со ссылкой на неназванных бывших и действующих сотрудников Ketchum пишет, что агентство по-прежнему работает с ближайшими советниками президента России Владимира Путина: обрабатывает запросы от журналистов и взаимодействует с пророссийскими организациями. Ketchum также готовит ежедневный анализ публикаций о России из Вашингтона, Брюсселя и Нью-Йорка (материал издания приводит InoPressa).
Ангус Роксберг, бывший консультант Ketchum и журналист BBC и The Economist, рассказал, что цель Ketchum состояла в том, чтобы сделать Россию более привлекательной для инвесторов, то есть "замаскировать все вопросы, которые делали ее непривлекательной", в частности, проблемы с правами человека. После убийств Политковской и Литвиненко, а также войны с Грузией Роксберг, как он сам пишет, "начал гадать, уж не потому ли Кремль решил нанять западное пиар-агентство, что заранее знал, что его имидж резко испортится".
Экс-посол в России Майкл Макфол отмечал, что усилия компании, действительно, приносят плоды. Как отмечают в компании, именно ее представители поработали с журналом Time, чтобы в 2007 году издание опубликовало на обложке портрет Путина как "человека года". А в те дни, когда "зеленые человечки" вошли в Крым, в официальном Twitter-аккаунте Ketchum усиленно постили твиты про Сочи и Олимпиаду.
TIME Magazine | Person of the Year: Vladimir Putin | Dec. 31, 2007 pic.twitter.com/4B5QeE6yaq
— GOP Fashionista (@gopfashionista) 10 сентября 2013
По словам неназванного бывшего сотрудника, во время войны с Грузией в 2008 году некоторые служащие нью-йоркского офиса Ketchum предлагали разорвать контракт с Россией, но офис в Вашингтоне успокоил этих людей. Отметим, что преподаватель пиара и публичной дипломатии Гай Дж. Голан уподобил отношения Ketchum с Россией действиям пиарщиков, которые работали на табачные компании, заявив, что Россия - "не менее легитимный клиент, чем Philip Morris" (Philip Morris International - одна из крупнейших табачных компаний в мире).
The New York Times отмечает, что другие PR-компании работали с лидерами государств, имидж которых был сомнительным с точки зрения демократического Запада. Так, вашингтонская фирма Brown Lloyd James помогла супруге президента Башара Асада Альме стать героиней журнала Vogue (за что редакции после пришлось извиняться).
"A rose in the desert", tituló Vogue cuando hizo el perfil de Asma Al Assad, la esposa del Presidente sirio. pic.twitter.com/YeeNy4CMbw
— Juan Agosto (@juanchoagosto) 3 сентября 2013