Бывший советник президента Андрей Илларионов в очередной раз выступил с критикой современной России, которая позволяет обогащаться лишь чиновникам
НТВ
 
 
 
Сегодняшняя Россия перестала быть свободным государством. Упадок политических и гражданских свобод, их ликвидация российским правительством привели к тому, что Россия в 2005 году встала в один ряд с такими государствами, как Руанда, Сомали или Афганистан
Архив NEWSru.com
 
 
 
Из-за неожиданного скачка цен на нефть жизненный уровень россиян заметно поднялся - больше, чем когда-либо в современной истории России
Архив NEWSru.com

Бывший советник президента Андрей Илларионов в очередной раз выступил с критикой современной России, которая позволяет обогащаться лишь чиновникам. "Сегодня принято называть любого бизнесмена олигархом, и это является оправданием тому, что власть может свободно применять к нему штрафные санкции. В России многие, кто связан с административной и политической сферами, являются чрезвычайно богатыми людьми. Но не потому, что они успешны в бизнесе, а потому, что используют свою должность в целях личного обогащения", - заявил Илларионов в интервью Handelsblatt. (Полный текст на сайте InoPressa.Ru.)

"Многие враги властей сидят в тюрьме или уехали за границу, - заявил он. - В новой российской модели все без исключения имущественные ценности и национальные богатства – являются ли они государственными или частными – находятся, как бы случайно, под контролем государственных предприятий или фирм, находящихся под контролем государства. Но эти предприятия используют ресурсы не в интересах государства, а в личных целях. Чиновники преследуют свои собственные интересы. При такой модели государство служит лишь тому, чтобы обогатить отдельную группу людей; остальное общество остается не у дел".

"Самым удивительным является то, что группа людей, знающих друг друга лично на протяжении многих лет, стала собственником российского государства. И как собственники российского государства эти люди могут выстроить систему контроля над всеми областями жизни общества и гражданскими институтами. Им подконтрольна не только исполнительная власть, но и законодательная, и судебная; в их руках находится управление регионами, службами безопасности, военными, они контролируют экономическую жизнь страны и средства массовой информации. Они пытаются взять под государственный контроль религиозное сообщество и уже серьезно подумывают, как контролировать интернет", - утверждает экономист.

Илларионов сообщил, что он не может назвать Россию диктатурой - но лишь потому, что он не политолог и не до конца понимает такие термины, как "тоталитаризм" или "диктатура". "Мне как экономисту ясно одно: наша страна перестала быть экономически и политически свободной, а гражданские свободы в последние годы существенно сузились. Поэтому я пытаюсь обратить внимание общественности внутри России и за ее пределами на то, что мы имеем теперь дело с другим государством, с государством, которого еще шесть лет назад не существовало", - указывает он.

"Сегодняшняя Россия перестала быть свободным государством. Упадок политических и гражданских свобод, их ликвидация российским правительством привели к тому, что Россия в 2005 году встала в один ряд с такими государствами, как Руанда, Сомали или Афганистан, где на политических и экономических свободах поставлен крест", - подвел итог бывший советник президента.

В то же время, отметил Иллариионов, рядовые граждане видят ситуацию иначе. "Из-за неожиданного скачка цен на нефть жизненный уровень россиян заметно поднялся - больше, чем когда-либо в современной истории России. Эти успехи принято приписывать властям, не особенно задумываясь над истинными причинами. Но на самом деле возросшее благосостояние вызвано скачком цен на нефть и ничем иным... На макроуровне все выглядит не так уж плохо. Фискальная политика более или менее в порядке, уровень инфляции по крайней мере не растет, задолженность по внешнему долгу погашена. На уровне предприятий все выглядит несколько иначе: участие государства в экономике и та часть экономики, которая контролируется полугосударственными корпорациями, буйно разрастается. Это огосударствление нашего частного капитала руками немногих... распространяется почти на все сектора".

Илларионов также подверг сомнению проект Северо-Европейского газопровода, подчеркнув, что "ни цены, ни объемы поставок, ни долгосрочные договора до настоящего времени не обнародованы".