Резкое торможение экономики беспокоит правительство, но власти ничего не могут сделать для ускорения роста: замедление России обусловлено структурными факторами
Фото NEWSru.com

Резкое торможение экономики беспокоит правительство, но власти ничего не могут сделать для ускорения роста: замедление России обусловлено структурными факторами. Главным драйвером роста должны стать инвестиции. Однако эффекта от их стимулирования стоит ждать в течение нескольких лет, а не месяцев, пишут "Ведомости".

За минувшую неделю цена фьючерсов на нефть марки Brent упала на 7 долларов до 103,9 долларов за баррель, достигнув минимума с конца прошлого года. Недельное падение стало самым быстрым за полгода.

Дешевевшая в течение недели нефть привела к быстрому ослаблению рубля. За неделю к доллару он подешевел на 0,5 рублей до 31,60 рубля, и еще больше - к евро: на 1,3 рубля до 41,20 рублей. Для евро это максимум с июня 2012 года.

Против рубля играло и снижение ставок ЦБ. Ранее глава ЦБ Сергей Игнатьев выразил беспокойство торможением экономики, а слабый рубль в этом случае выступит стабилизатором.

Смягчение бюджетной и монетарной политики могло бы ненадолго ускорить рост, но и тут возможностей не так много. Цена нефти, необходимая для сбалансированности бюджета выросла с 40 долларов за баррель в 2007 году до 120 долларов. Ставки в реальном выражении близки к нулю, и их масштабное снижение может только усилить отток капитала.

За последний месяц рубль подешевел к бивалютной корзине на 2,7%, к доллару - на 2,8%: больше, чем валюты некоторых других развивающихся рынков. На прошлой неделе рубль спикировал за границу коридора, и ЦБ впервые за пять месяцев вышел на рынок с продажей валюты для поддержки курса.

Наталия Орлова из Альфа-банка считает, что в ситуации, когда все страны хотят ослабить свои валюты, рублю приходится сложно, возможности ЦБ для участия в валютных войнах ограниченны.

Крепость рубля базируется на крайне неустойчивом фундаменте - профицитном счете текущих операций, который, без учета нефти и газа, дефицитен на 8% ВВП, говорил замминистра экономики Андрей Клепач. Фундаментальные основания для долгосрочного ослабления у рубля есть: снижение цен на нефть и газ будет оказывать давление на его курс, что благоприятно скажется на многих отраслях промышленности, считает Клепач.

По прогнозу Минэкономразвития, среднегодовой курс рубля с 32,4 рублей за доллар в 2013 году ослабеет до 33,7 рублей в 2015 году.

Российская экономика не может расти на 5% в год, как того требуют президент и премьер

В январе-феврале рост ВВП составил всего 0,9% против прошлогодних 4,3%, причем в феврале рост замедлился до уровня статистической погрешности 0,1%. Промпроизводство снизилось на 2,1% против прошлогоднего роста в 4,9%, напоминает журнал "Коммерсант Власть".

"Развитие экономики в начале года не означает рецессию, как в 2008 году, скорее мы трактуем это как паузу", - описал ситуацию заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.

Но если "пауза" затянется, то в апреле будет пересмотрен экономический прогноз на этот год. Минэкономразвития может пересмотреть прогноз среднегодовой цены на нефть Urals до 105-106 долларов за баррель с нынешних 97 долларов. Но даже повышение цены на нефть не поможет взять планку экономического роста.

Получается, что утвержденный лишь 25 марта прогноз долгосрочного развития до 2030 года уже успел устареть. Даже в самом сдержанном, консервативном сценарии развития экономический рост должен составить 3-3,2% в год. В "инновационном" - уже 4-4,2%, а в "форсированном" - 5-5,4%.

Однако 3% экономического роста никого не устраивают. "Если мы хотим быть конкурентоспособными, успешно решать социальные задачи, экономика России должна развиваться более быстрыми темпами, чем мировая", - сказал президент Владимир Путин 31 января.

Отсюда постановка задачи - провести "пятилетку эффективного развития", как это назвал премьер Дмитрий Медведев: 5% роста в год любыми путями.

"Экономика достигла предела из-за внутренних ограничений. Надо либо поддерживать рост за счет госинвестиций, либо убирать ограничения, проводить меры по защите собственности, независимости судов и так далее. То есть экономические реформы перетекают в политическую плоскость и затрагивают интересы правящего режима. Это ставит вопрос о сохранении монополии на власть", - говорит главный экономист финансовой корпорации "Открытие" Владимир Тихомиров.

Самый очевидный способ решения задачи, которым может воспользоваться правительство в нынешних условиях, - это инвестировать самим. Так, убежденным сторонником наращивания государственных инвестиций в экономику является глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Многократное повторение на всех уровнях тезиса о проблемах в экономике должно убедить Кремль, что другого выхода, кроме как распечатывать кубышку резервов, просто нет.

Минэкономразвития предлагает дополнительно потратить в этом году 300 млрд руб. По оценкам ведомства, 200 млрд рублей можно взять из средств, зарезервированных на случай кризиса, а еще 100 млрд - это допдоходы за счет превышения ценой на нефть прогнозных величин.

Минфин против. "У нас таких ресурсов нет. Из всех заблокированных 200 млрд рублей подтверждено, что можно снять около 9 млрд. Пока у нас не сложилось впечатление, что можно снять все 200 млрд рублей, потому что не очевидны приоритеты", - отвечает заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко.