Минэкономразвития готовит закон, регламентирующий работу коллекторских агентств, пишет "Российская газета".
К концу декабря законопроект может быть представлен для обсуждения общественности. Но примут его не раньше следующего года, сообщил накануне журналистам глава департамента корпоративного управления министерства Иван Осколков.
Этот документ Минэкономразвития надеется принять в пакете с законопроектом о реабилитационных процедурах в отношении гражданина-должника, или, как его еще называют, о банкротстве физлиц. В отличие от "коллекторского закона" он хорошо проработан со всеми ведомствами и уже находится в правительстве, сообщил Осколков.
Предполагается, напомним, что граждане, задолжавшие банкам более чем 50 тысяч рублей, будут иметь право обращаться в суд и получать статус банкрота. Если суд сочтет их доводы убедительными, исполнительный лист ляжет на полку, должник получит право на рассрочку по уплате долга.
Дебаты вокруг этого законопроекта шли долго, но уже после того, как удалось достичь компромисса, в том числе и с банкирами, возникла другая загвоздка. Чтобы арбитражные суды выдержали дополнительную нагрузку, им потребуются деньги. Сейчас, говорит Осколков, этот вопрос совместно прорабатывают Высший арбитражный суд и Минфин. Речь, утверждает он, не идет о заоблачных суммах - понадобится примерно 5 миллиардов рублей ежегодно, к тому же часть этих денег вернется в виде госпошлины.
Осколков надеется, что четко сформулировать свои потребности Высший арбитражный суд сможет к весне следующего года, чтобы деньги успели заложить в бюджет на 2012 год. Оба законопроекта направлены на то, чтобы сделать взаимоотношения заемщиков и кредиторов максимально цивилизованными. "Граждане будут легче идти на получение финансовых услуг, если почувствуют себя защищенными", - подчеркивает Осколков.
При этом у законопроекта о взыскании просроченной задолженности есть две главные особенности, поясняет Осколков. Он касается только граждан и лишь тех денег, которые человек получает в банке, а не занял у соседа. Еще один важный момент: взыскивать долги должны иметь право только те коллекторские агентства, которые являются членами саморегулируемой организации (СРО).
Членство в ней будет своеобразным пропуском на рынок. Пристально следить за работой своих членов СРО заставит и финансовый интерес - они будут обязаны создавать на основе взносов компенсационные фонды. Помимо этого коллекторов могут обязать страховать свою ответственность.
Такие нормы могут понадобиться для тех случаев, когда, например, коллектор направил письмо на работу должника, где оно попало на глаза начальству, и человека уволили. Получается, что коллектор нанес гражданину материальный ущерб. Если пострадавший докажет это в суде, коллектор должен будет возместить ему потери за счет страховки, а если денег не хватит, из общего компенсационного фонда. Правда, доказывать такие убытки в судах будет крайне сложно, признает Осколков.
Понадобится уточнить и другие моменты. Скажем, право банков передавать коллекторам персональные данные гражданина. Возможно, официальным и "белым" коллекторам дадут упрощенный доступ к некоторым государственным ресурсам. Их может заинтересовать информация о собственности должника, его налогах, сведения из бюро кредитных историй.
Не исключено также, что в законе или в стандартах СРО будут прописаны профессиональные требования к коллекторам. А вот получать лицензию на право заниматься такой деятельностью точно не понадобится. "Мы, наоборот, идем по пути сокращения лицензируемых видов деятельности", - поясняет Осколков.