Макростатистика, поступающая из Китая, все больше заботит экономистов
Global Look Press
 
 
 
Публикуемый HSBC индекс менеджеров по закупкам производственного сектора Китая PMI Manufacturing демонстрирует снижение деловой активности уже пятый месяц подряд
Global Look Press
 
 
 
Китай в демографическом смысле будет достаточно быстро превращаться в Японию
Global Look Press

Макростатистика, поступающая из Китая, все больше заботит экономистов. За январь-февраль (с учетом сезонности и скачущего по этим месяцам китайского Нового года лучше смотреть данные сразу за два этих месяца) КНР свалилась в дефицит внешней торговли: 4,2 млрд долларов. Налицо спад спроса на китайские товары на основном рынке сбыта - в Европе. Резко замедлился рост розничных продаж на внутреннем рынке, а также промышленного производства, пишет "Коммерсант-Деньги".

Не слишком радуют и другие показатели. Публикуемый HSBC индекс менеджеров по закупкам производственного сектора Китая PMI Manufacturing демонстрирует снижение деловой активности уже пятый месяц подряд. Такого в Поднебесной не видели со времен кризиса 2008-2009 годов. Причем недавно опубликованные предварительные данные за март показали ускорение падения: индекс резво откатился к уровню 48,1 (показатель ниже 50 указывает на снижение деловой активности).

Автор статьи делает вывод о том, что что быстрый рост Китая вот-вот закончится и что нынешнее замедление - всерьез и надолго. Главной причиной этого называется демографическая ситуация. Отдача от капитала будет падать хотя бы потому, что свободной дешевой рабочей силы скоро не останется: китайский капитал за 30 лет бума практически всю ее абсорбировал.

"Китай в демографическом смысле будет достаточно быстро превращаться в Японию. Одним из наших любимых индикаторов является отношение количества граждан в трудоспособном возрасте 20-59 лет к тем, кому за 60. Падение этого отношения в Японии с пяти до двух, которое произошло с 1973 по 2006 год, совпало с замедлением среднегодового роста ВВП с 8% до менее чем 2%. Китай ожидает такая же трансформация, но за гораздо более короткое время - соотношение численности трудоспособного и нетрудоспособного населения упадет с нынешних пяти до двух уже к 2033 году. Это поднимает неприятные вопросы, например насколько экономическая политика Китая учитывает демографические реалии. В частности, практика стимулирования экономического роста за счет все большего наращивания долга строится на имплицитном предположении, что население, обслуживающее созданный долг (рабочие), будет оставаться гораздо более многочисленным, чем нетто-получатели этого долга (пенсионеры)", - цитирует издание экономиста гонконгской консалтинговой компании GaveKal Артура Кребера.

По словам профессора экономики Пекинского университета Майкла Петтиса, "страна, пережившая декаду (или больше) лет чудесного экономического роста, драйвером которого были инвестиции (и таких примеров множество), в итоге входит в длительные периоды очень низкого или даже отрицательного роста. Их часто называют потерянными десятилетиями, и они оказываются гораздо более тяжелыми, чем это себе представляли самые отчаянные скептики и пессимисты в периоды бума".

Петтис считает, что в результате замедления китайской экономики самый сильный удар может ждать экспортеров сырьевых ресурсов - спрос в Поднебесной резко упадет и цена на них обрушится. Не особо радостная перспектива для России, а также для Бразилии и Австралии - основных поставщиков железной руды в Китай.

Однако аналитик гонконгской консалтинговой компании Dragonomics Эндрю Бэтсон придерживается иного мнения. "Даже учитывая замедление экономического роста Китая в ближайшие годы, которого мы ожидаем, он будет играть все большую роль в мировой экономике. Так будет просто потому, что Китай сейчас - гораздо большая по размеру экономика, чем в период бума середины 2000-х. Таким образом, каждый процентный пункт роста означает куда больший реальный спрос в экономике в абсолютных цифрах".