Российские акционеры ТНК-ВР - консорциум в лице "Альфа-групп" Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и "Реновы" Виктора Вексельберга — AAR, предложили британскому участнику проекта ТНК-ВР "заключить соглашение, по которому AAR будет иметь опцион (без обязательства его использования) перевести все принадлежащие акции ТНК-ВР в акции BP PLC".
50% компании были предложены к обмену на 7,6% ВР, пишет "Коммерсант". В случае выполнения условий российских акционеров они были готовы на сохранение за Робертом Дадли поста президента ТНК-ВР. Полномочия же исполнительных директоров компании Германа Хана и Виктора Вексельберга были бы значительно расширены.
Виктор Вексельберг утверждает, что ВР предложений AAR не приняла и переговоры о продаже акций больше не ведутся. Фактически стороны объявили друг другу войну. В AAR говорят, что новые встречи для обсуждения ситуации не назначались. Прения сторон переносятся в суды.
AAR планирует оспорить в стокгольмском арбитражном суде соглашение между ТНК-ВР и ВР о найме иностранных сотрудников. Кроме того, AAR на этой неделе оспорит действия Роберта Дадли, который инициировал проведение незаконного, по мнению российских акционеров, заседания совета директоров "ТНК-ВР Холдинга" (в него входят основные активы ТНК-ВР). Совет выдвинул на девять мест в совете девять кандидатов, из них пятеро от ВР.
Источник британской The Telegraph уточнил, что ВР допускает возможность выкупа акций ТНК-ВР. "Чего BP не хочет, так это того, чтобы их сначала вынудили выкупить пакет AAR, а потом государство вынудило продать его по более низкой цене",— цитирует газета своего собеседника.
Председатель совета директоров ВР Питер Сазерленд уверен, что разногласия с российскими партнерами не имеют отношения ни к стратегии, ни к иностранным менеджерам, ни к компетентности Роберта Дадли. "К сожалению, это куда более примитивный спор о контроле, а может быть, и о том, кому в итоге будет принадлежать компания",— цитирует Bloomberg Сазерленда.
Он считает, что российские партнеры ВР используют рейдерские методы. "Создается впечатление, что лидеры страны не хотят или не могут вмешаться и их остановить. Это плохо для нас, плохо для компании и плохо для России",— добавил Питер Сазерленд.