"ЮКОС" может лишиться не только основной добывающей "дочки" - "Юганскнефтегаза", но и других ключевых активов. "Ведомости" утверждают, что у судебных приставов крепнет мнение о том, что одного "Юганска" недостаточно для погашения налогового долга
Архив NEWSru.com
 
 
 
Руководитель департамента судебных приставов Андрей Беляков заявил журналистам, что Минюст не оставил планов продать "Юганскнефтегаз", хотя и затруднился назвать конкретные сроки этой сделки
Архив NEWSru.com
 
 
 
Помимо "Юганска" у ЮКОСа есть еще два крупных добывающих предприятия - "Томскнефть" и "Самаранефтегаз"
Архив NEWSru.com

ЮКОС может лишиться не только основной добывающей "дочки" - "Юганскнефтегаза", но и других ключевых активов. "Ведомости" утверждают, что у судебных приставов крепнет мнение о том, что одного "Юганска" недостаточно для погашения налогового долга компании, превышающего 10 млрд долларов. И это несмотря на то, что немецкий инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил главное добывающее подразделение ЮКОСа в 17 млрд.

Руководитель департамента судебных приставов Андрей Беляков заявил журналистам, что Минюст не оставил планов продать "Юганскнефтегаз", хотя и затруднился назвать конкретные сроки этой сделки. "Постановление об оценке пока не готово. Точных сроков назвать не могу - может, в декабре, может, в январе", - пояснил Беляков "Ведомостям". Впрочем, пристав тут же добавил, что полученных от продажи "Юганска" средств может не хватить для погашения налогового долга ЮКОСа. "Вы посмотрите, какие у них долги за 2001-2002 года. Если будут еще исполнительные листы, мы точно так же будем действовать", - заверил чиновник. То есть - продавать активы, прежде всего - добывающие "дочки" нефтяной компании.

Помимо "Юганска" у ЮКОСа есть еще два крупных добывающих предприятия - "Томскнефть" и "Самаранефтегаз". По оценке аналитика инвесткомпании Rye, Man & Gor Securities Дмитрия Царегородцева, минимальная рыночная стоимость этих компаний, добывающих более 30 млн тонн нефти ежегодно, составляет 6,5 млрд долларов. Следующими активами, которые могут быть реализованы в счет погашения налоговых долгов ЮКОСа, являются 4 нефтеперерабатывающих завода - Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский и Ачинский. Их суммарная стоимость, по словам Царегородцева, может составить около 3 млрд долларов. Сбытовые предприятия ЮКОСа, а также его нефтехранилища и парк цистерн могут стоить 500-600 млн долларов. Последним наиболее ценным активом ЮКОСа является контрольный пакет литовского нефтеконцерна Mazeikiu Nafta, в который входит нефтеперерабатывающий завод и нефтеналивной терминал в Бутинге. Стоимость этой доли составляет не более 850 млн долларов.

В ЮКОСе новые заявления Минюста особых эмоций не вызвали. "Мы уже говорили, что считаем незаконной продажу основных производственных активов", - сказал руководитель пресс-службы компании Александр Шадрин.

Инвесторы спешили избавиться от бумаг ЮКОСа, ведь подобная распродажа способна свести капитализацию компании к нулю. И сотрудники ЮКОСа, и аналитики затруднились оценить сумму дополнительных налоговых претензий к компании за 2003-2004 годы, сославшись на то, что налоговики очень вольно трактуют налоговое законодательство. У сотрудников самой налоговой службы вчера получить комментарии не удалось.

Аналитик "Тройки Диалог" Каха Кикнавелидзе считает, что максимальная цена продажи "Юганскнефтегаза" может составить около 10 млрд долларов, а этой суммы едва хватит для погашения уже имеющихся долгов компании. При этом эксперты считают, что найти покупателей на более мелкие "дочки" ЮКОСа будет проще, ведь их стоимость будет меньше. Председатель наблюдательного совета "Ренессанс Капитала" Александр Шохин считает наиболее приемлемым вариантом продажу акций самого ЮКОСа, тем более что на это уже согласен основной владелец компании - Group Menatep. Напротив, эксперты отмечают, что распродажа дополнительных активов ЮКОСа - крайне нежелательный сценарий для его акционеров, так как стоимость самой компании будет стремиться к нулю.