США не считают, что состоявшийся в воскресенье аукцион по продаже акций "Юганскнефтегаза" способствовал доверию к деловым операциям в России. Об этом заявил в понедельник в Вашингтоне официальный представитиель госдепартамента США Ричард Баучер.
"Мы ожидали такого решения по "делу ЮКОСа", которое позволило бы применить законы по налогообложению, но при этом избежать урона для инвесторов, кредиторов и работников (компании). Мы не считаем, что аукцион был шагом в этом направлении", - заявил Баучер.
По словам представителя американского внешнеполитического ведомства, "дело ЮКОСа" "подорвало репутацию России как места для ведения бизнеса и подорвало доверие к российским правовым и юридическим институтам", сообщает РИА "Новости".
"Юганскнефтегаз", основную добывающую "дочку" ЮКОСа, на аукционе в воскресенье купила никому не известная компания "Байкалфинансгруп", и эксперты теряются в догадках о том, кто теперь является реальным владельцем "Юганска".
В Российском фонде федерального имущества (РФФИ) не сомневаются в подлинности финансовых документов, предоставленных компанией "Байкалфинансгруп", победившей в воскресенье на аукционе по продаже акций "Юганскнефтегаза". После открытия торгов в понедельник акции ЮКОСа в РТС упали более чем на 10%. Начальник Главного управления Минюста по Москве Александр Буксман не исключил, что "в случае, если компания-победитель не уплатит положенную сумму в определенный законом срок - 14 дней, активы "Юганскнефтегаза" могут перейти в собственность государства". Как и положено по закону.
Не исключено, что весь этот маскарад с неизвестно откуда появившейся компанией и преследует именно такую цель.
Как пишет ej.ru, в понедельник утром от источников из администрации президента стали поступать сведения о чудовищном скандале, якобы, разразившемся в Кремле после обнародования результатов аукциона. Мол, никто не в курсе, что такое эта самая "Байкалфинансгрупп". Что никакой это не "Газпром" и даже не "Сургутнефтегаз", а, скорее всего, народное добро уплыло в сторону туманного Альбиона. А шуточка с юридическим адресом в Твери, в здании, где расположено кафе "Лондон", вполне в духе Романа Абрамовича. Якобы он "подмазал" РФФИ, фирму-однодневку зарегистрировали, приняли залог, а непосредственно в ходе аукциона ее представители сразу взвинтили цену, и "Газпром" оказался не готов к такому повороту сюжета. Словом, якобы, случилось недоразумение, и главе президентской администрации Дмитрию Медведеву устроили страшный разнос.
Однако, как отмечает издание, эта гипотеза вызывает сомнение, хотя бы потому, что такой "промах" главы администрации заслуживает не "разноса", а, как минимум, расстрела на месте: вся государственная машина в течение многих месяцев давила ЮКОС, а потом приходит Абрамович и все забирает... Спецоперация такого масштаба и такой значимости для власти, не могла быть пущена на самотек. Вся эта история - театрализованное представление, разыгранное с целью тщательнее спутать следы. Ведь если новоиспеченная "Байкалфинансгрупп" неожиданно окажется несостоятельной и не сможет в течение 15 дней внести всю необходимую сумму, то тогда, в соответствии с законом, крупнейшая нефтедобывающая компания страны отойдет в собственность государства. Без всякого аукциона и безо всяких юридических последствий по всему миру. И вся эта операция обойдется всего в 1,5 миллиарда долларов, отмечает ej.ru.
Председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко считает, что за компанией "Байкалфинансгруп", выигравшей аукцион по продаже "Юганскнефтегаза", может стоять государство. Как сообщает радиостанция "Эхо Москвы", Геращенко выдвинул следующую гипотезу: деньги, необходимые для участия в аукционе, компания получила от государства. По его мнению, дальнейшая схема развития событий по скандальному аукциону может выглядеть следующим образом: деньги за контрольный пакет акций "Юганскнефтегаза" "Байкалфинансгруп" не выплачивает и возвращает их государству в виде штрафных санкций. В результате собственником крупнейшего нефтедобывающего предприятия становится государство.
Как отмечает "Коммерсант", у компании, зарегистрированной в Твери, нет даже офиса. По адресу улица Новоторжская, 12б находится не офис "Байкала", а популярная рюмочная "Лондон". В этом же доме находится салон сотовой связи, туристическое агентство и продуктовый магазин.
ИТАР-ТАСС сообщает, что новый владелец компании "Юганскнефтегаз" пока не обзавелся собственным офисом. Охрана, работающая в здании, оказалась в полном неведении относительно столь важного подопечного. Но к чести покупателя "Юганскнефтегаза", здание для местоположения фирмы выбрано с большим вкусом. Это историческая часть города, наиболее популярная у горожан и гостей Твери, неподалеку располагаются основные административные здания области.
Страна в недоумении - никто не знает, что такое "Байкалфинансгруп", глава Минфина считает, что таких компаний в России много
Об ООО "Байкалфинансгруп", готовом заплатить за "Юганскнефтегаз" более 9 млрд долларов, ничего не известно не только экономистам, но и властям.
"Газпромнефть", также принимавшая участие в торгах (пассивное), уверяет, что не связана с победителями. Отрицают это и в других компаниях. Впрочем, некий чиновник кремлевской администрации заявил "Ведомостям", что компания-победитель может быть связана с "Сургутнефтегазом". Так же считают и в "Газпроме". При этом в "Сургутнефтегазе" уверены, что "Байкалфинансгруп" представлет интересы газовой монополии, а аналитики затрудняются выбрать между этими двумя компаниями. С одной стороны, главным претендентом называли "Газпром", с другой - по мнению экспертов рынка, у "Сургутнефтегаза" больше свободных средств, которые могут быть направлены на покупку "Юганска".
Отрицают свою связь с "Байкалфинансгруп" также "Лукойл", "Сибнефть", ТНК-ВР и группа "Интеррос". В группе МЕНАТЕП, главном акционере ЮКОСа, также заявили, что никто из участников торгов не представлял ее интересы.
О "Байкалфинансгруп" ничего не известно ни в Твери, где зарегистрировано это ООО, ни в Иркутске на берегу Байкала.
"Мы не располагаем никакой информацией об этой компании", - заявил замначальника отдела по организации работы с налогоплательщиками и СМИ инспекции управления Федеральной налоговой службы Твери Владимир Федулов.
Администрация Иркутской области так же заявила о том, что не располагает сведениями о структурах на территории Прибайкалья, связанных с этим ООО.
Глава Минфина РФ Алексей Кудрин также не знает никаких подробностей о компании "Байкалфинансгруп", которая приобрела "Юганскнефтегаз". "Я не знаю, что это за компания, знаете сколько компаний в стране?", - сказал Кудрин в беседе с журналистами.
По словам Кудрина, все станет известно, если "Байкалфинансгруп" расплатится за приобретение "Юганскнефтегаза". "Все станет известно после того, как они должны будут внести финансовые ресурсы, и так как это не иголка в стоге сена, все станет ясно", - передает слова Кудрина агентство РИА "Новости".
Но в ЮКОСе полагают, что в России такие компаний, способных внести залог в 1,7 млрд, "можно пересчитать по пальцам двух рук". Как заявил в понедельник в Иркутске главный специалист по связям с общественностью Ангарского филиала ЗАО "ЮКОС-РМ" Сергей Беспалов, если РФФИ раскроет, кто и откуда осуществил платеж, то можно будет узнать, кто стоит за ООО "Байкалфинансгруп". "Нам, как и многим, очень хотелось бы это выяснить", - сказал Беспалов.
Как отмечает РИА "Новости", ЮКОС будет оспаривать результаты этого конкурса, независимо от того, кто окажется его реальным победителем, заявил представитель компании. Вместе с тем Беспалов подчеркнул, что позиция ЮКОСа останется неизменной. "Мы считаем этот аукцион неправомерным и расцениваем его как способ отобрать наше имущество в обход интересов других кредиторов и акционеров компании", - сказал представитель ЮКОСа.
Между тем, Group Menatep подаст в суд на "Байкалфинансгруп", когда узнает, "кто за ним стоит".
- Инопресса об аукционе: сюрреалистическое действо, достойное пера Гоголя
- Дело ЮКОСА: общественное мнение стало более кровожадным
- Ходорковский: самая эффективная нефтяная компания уничтожена
- Адрес "Байкалфинансгруп" совпадает с адресом "дочки" "Газпрома"
- Аукцион длился менее 5 минут
Сейчас представителей "Байкалфинансгруп" ждут в Федеральном агентстве по энергетике, чтобы познакомить их с "Юганскнефтегазом". Руководитель агентства Сергей Оганесян заявил, что постарается "не допустить остановки добычи и прокачки (нефти)" и намерен обсудить производственные вопросы. На долю "Юганскнефтегаза" приходится более 60% нефти, добываемой компанией ЮКОС, и более 10% всей российской нефтедобычи.
"Коммерсант" считает, что на деле единственным результатом аукциона по акциям ЮНГ является то, что фактически не нарушен запрет американского суда. Неизвестно, посчитает ли судья Кларк участие "Газпромнефти" в торгах нарушением ее вердикта, но "Газпром" не может быть обвинен в покупке имущества ЮКОСа. "Газпромнефть", как заявил Юрий Петров, по условиям аукциона не может быть признана победителем, если "Байкалфинансгруп" откажется платить. Победитель должен рассчитаться за покупку в течение 14 календарных дней, иначе он потеряет внесенный залог, а аукцион будет признан несостоявшимся.
Это означает, что борьба за акции ЮНГ продолжится, но уже совершенно непублично. До 2 января "Байкалфинансгруп" может искать деньги на оплату акций (ей необходимо найти еще около 7,65 млрд долларов), при этом компания-победитель может быть продана структурам, заинтересованным в активах ЮКОСа, и никто из участников сделки не обязан объявлять об этом публично. Основная задача - продемонстрировать формальную прозрачность аукциона РФФИ - выполнена.
Инопресса об аукционе: сюрреалистическое действо, достойное пера Гоголя
The Financial Times называет аукцион "финальной сценой фарса". Драма, которая разыгралась в здании РФФИ в воскресенье "была бы очень интересна для великого мастера литературы абсурда Гоголя", отмечает газета. Как в пьесе Гоголя "Ревизор", финал представлял собой продолжительную немую сцену: ведь никто не сомневался в победе "Газпромнефти", которая самоустранилась от торгов. (Перевод статьи на сайте Inopressa.Ru.)
"Вчерашний странный исход еще больше подорвет доверие инвесторов к России", - прогнозирует Financial Times. Как и многие аналитики, газета констатирует: "несмотря на опровержения "Газпрома", существует подозрение, что "Байкалфинансгруп" связана с "Газпромом" и предприняла этот шаг, чтобы спасти газовый гигант от международных судебных разбирательств, которыми грозят владельцы ЮКОСа".
Похожие оценки и в других западных газетах: они называют продажу "Юганскнефтегаза" "таинственной" и "непрозрачной".
The Washington Post также называет прошедший в воскресенье аукцион "странным, если не сюрреалистическим". На торги явились лишь двое из заявленных четырех участников. Аукционист, начиная торги, явно не услышал, что "Байкалфинансгрупп" сразу же предложила цену, превышающую стартовую. В нарушение правил аукциона представителю "Газпрома" дали право сделать звонок по телефону, но он так и не заявил свою цену.
Французская Liberation добавляет, что представителям "Байкалфинансгруп" "удалось ускользнуть от прессы, не ответив ни на один вопрос: торги проходили на четвертом этаже здания, тогда как журналисты, которым была предложена видеотрансляция, были заперты на 16-м этаже".
"Аукцион создает ореол неопределенности вокруг судьбы крупнейшей российской нефтяной компании в момент, когда рынок глубоко озабочен стабильностью мировых поставок топлива", - цитирует "Интерфакс" публикацию американской The Wall Street Journal.
Аналитики, опрошенные газетой, говорят, что, хотя ситуация вокруг нового собственника "Юганскнефтегаза" остается покрытой завесой тайны, нет сомнения, что победитель имел благословение властей. "Я не могу не на секунду поверить, что российское государство после всех предпринятых усилий позволило бы неизвестной компании приобрести этот стратегический актив", - сказал аналитик "Ренессанс капитал" Адам Лэндс.
"Все строят догадки, кто стоит за этой группой с сибирским названием. При этом постоянно называют два имени: контролируемый государством "Газпром" и "Сургутнефтегаз", который тоже связан с Кремлем. Это логично. Ведь вся история российских приватизационных аукционов показывает, что выигрывает всегда тот, кто нужен изначально. При этом в борьбе периодически участвуют неизвестные фирмы, лишь выполняющие роль инвестиционных инструментов. К тому же Кремль не для того со всей жестокостью действовал против ЮКОСа, чтобы передать филейный кусок российской промышленности какому-нибудь неизвестному аутсайдеру", - отмечает немецкая Handelsblatt, статью которой публикует Inopressa.
"Воскресный аукцион, кажется, напомнил о российских приватизационных сделках начала 90-х годов - с темными источниками финансирования, сомнительными участниками и неизвестными компаниями, представляющими влиятельные финансовые группы и покупающими привлекательные активы", - пишет в понедельник The New York Times.
Аукцион закончился, едва начавшись
Аукцион начался в 15:59. Комиссия сначала удалилась для отбора участников аукциона. И спустя примерно 40 минут допустила к участию "Газпромнефть" и "Байкалфинансгруп". Как объявил председатель комиссии Юрий Саввин, были рассмотрены заявки и представленные документы, в том числе подтверждающие уплату задатка в размере около 50 миллиардов рублей.
Саввин сообщил, что заявки на участие в аукционе в РФФИ подавали только эти две компании. По его словам, "Байкалфинансгруп" подала заявку в РФФИ 16 декабря, а "Газпромнефть" - 17 декабря.
Ранее сообщалось, что в Федеральную антимонопольную службу были направлены четыре заявки на участие в аукционе по "Юганскнефтегазу". Помимо "Газпромнефти" и "Байкалфинансгруп", заявки направляли "Первая венчурная компания" и ЗАО "Интерком".
Аукцион по продаже 76,79% акций компании "Юганскнефтегаз" продолжался в течение 5 минут. Представители "Байкалфинансгруп" с самого начала аукциона назначили сумму в 260 млрд 753 млн 447 тыс. рублей (9,35 млрд долларов). Однако представители компании эту сумму, которая превышала стартовую цену аукциона на 14 млрд рублей, назвали так тихо, что их слышали только представители соперничающей компании.
После этого сотрудник "Газпромнефти" попросил разрешения выйти из аукционного зала и позвонить по мобильному телефону. Когда он вернулся, "Газпромнефть" не представила своего предложения, и победителем аукциона был признан "Байкалфинансгруп".
Представители "Газпромнефти" подошли к представительнице "Байкалфинансгруп" и пожали ей руки. ООО "Байкалфинансгруп" зарегистрировано в Твери. Больше об этой компании ничего не известно.
Аналитики уверены, что "Байкалфинансгруп" является специально созданной для участия в аукционе компанией, представляющей интересы одной или двух крупных компаний. Эксперты вообще выдвигают разные версии о том, кто стоит за "Байкалфинансгруп". О дальнейшем развитии интриги вокруг покупки "Юганскнефтегаза" рассуждает интернет-журнал ej.ru. Левые и правые политики удивлены развязкой аукциона.
Адрес "Байкалфинансгруп" совпадает с адресом "дочки" "Газпрома"
Юридический адрес "Байкалфинансгруп", зарегистрированный в Твери, совпадает с юридическим адресом одной из дочерних структур "Газпрома". Об этом журналистам сказали эксперты рынка.
Однако, как заявил Агентству газовой информации официальный представитель "Газпрома", "ООО "Байкалфинансгрупп" не имеет отношения к "Газпрому" и не является аффилированным ни с "Газпромом", ни с "Газпромнефтью" юридическим лицом".
Первое упоминание о компании, совершившей самую крупную покупку года, появилось несколько дней назад и то в связи с ее участием в аукционе по продаже "Юганскнефтегаза". Фирма не имеет собственной странички во всемирной сети, на ее деятельность также нет ни одной ссылки.
Ни один из экспертов, опрошенных за несколько дней до начала торгов, ни разу не слышал о компании "Байкалфинансгруп" и тем более не предполагал, что именно эта "темная лошадка" станет победителем аукциона.
Group Menatep подаст в суд на покупателя "Юганскнефтегаза", когда узнает, кто его купил
Group Menatep, основной акционер ЮКОСа, оценила свой ущерб от продажи на аукционе "Юганскнефтегаза" в 20 млрд долларов и готовит судебные иски против "Байкалфинансгруп". Их планируется подать в Западной Европе, в частности в Великобритании, и в США. Об этом сообщил в понедельник ИТАР-ТАСС адвокат МЕНАТЕПа Сэнфорд Сандерс. Говоря о сумме в 20 млрд долларов, он отметил, что это нижний порог претензий.
Детали иска, сказал адвокат, "будут окончательно определены в ближайшие нескольких дней в соответствии с обстоятельствами и юрисдикцией тех стран, где они будут поданы". "Наша основная цель состоит в том, чтобы добиться компенсации материального ущерба, нанесенного нам и другим акционерам в результате продажи на аукционе "Юганскнефтегаза". Предложенная за "Юганскнефтегаз" цена - смехотворна и даже близко не соответствует реальной стоимости компании", - отметил Сандерс.
Группа МЕНАТЕП намерена также добиться официального ответа на вопрос, почему она не была допущена к торгам. "Мы не можем расценить процедуру и результаты аукциона иначе, как экспроприацию активов", - резюмировал юрист.
В то же время управляющий директор Group Menatep Тим Осборн заявил "Интерфаксу", что группа пока не готова судиться или требовать каких-либо санкций от победителя конкурса по "Юганскнефтегазу".
"Мы, как и все, не знаем, кто же все-таки купил "Юганскнефтегаз", поэтому мы не можем ни судиться, ни требовать каких-то санкций. Вот когда узнаем, кто же это был, тогда и будем решать, что с ним делать", - сказал он.
Эту информацию подтвердила ИТАР-ТАСС пресс-секретарь Group Menatep в Лондоне Мария Лаврова. По ее словам, исковые заявления против "Байкалфинансгруп" последуют, как только МЕНАТЕП выяснит - кто стоит за этой компанией. "Мы пытаемся сейчас установить, кто именно стоит за "Байкалфинансгруп". Когда мы узнаем, кто в действительности стал новым владельцем "Юганскнефтегаза", тогда и подадим иск", - сказала она.
Ни одна из крупных российских нефтяных компаний пока не подтвердила своей аффилированности с победителем аукциона по "Юганскнефтегазу".
Накануне пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин заявил, что за 9,3 млрд долларов "Балкалфинансгруп" получает не только самую эффективную нефтяную компанию России, но и "серьезную головную боль". "Тот, кто стоит за победителем, а также те лица, кто оказал ему финансовую поддержку, уже сегодня нанесли непоправимый ущерб собственной репутации и подвергли свой бизнес очень существенным юридическим рискам", - подчеркнул Шадрин.
Он не преминул в очередной раз заявить, что "продажа "Юганскнефтегаза" является незаконной по российскому и международному законодательству. Тогда же Шадрин добавил, что "компания продолжит предпринимать все допустимые законом действия по защите десятков тысяч акционеров ЮКОСа от насильственного и нелегитимного отъема их собственности". Одним из этапов этой борьбы и является подача иска против покупателя главной добывающей "дочки" ЮКОСа "Юганскнефтегаза".