Глава Центробанка Эльвира Набиуллина на заседании в Госдуме рассказала об инфляционных ожиданиях россиян в сравнении с итогами подсчета "новогодних" индексов салата оливье и селедки под шубой.
"Мы просто для наглядности посчитали два индекса - можно их назвать новогодними. Как растут цены на набор продуктов для традиционных новогодних блюд, таких как салат оливье и селедка под шубой", - цитирует Набиуллину агентство "Прайм".
Оливье за год подорожал на 1,2% - до 312 рублей, а селедка под шубой, напротив, подешевела на 0,9% - до суммы чуть более 150 рублей. При этом, правда, председатель ЦБ не уточнила, о каком количестве салата идет речь. Что касается инфляционных ожиданий в России, то они намного превосходят реальные значения салатно-новогодних индексов.
По словам Набиуллиной, оценка инфляционных ожиданий населения сейчас составляет 8,7%, тогда как реальная годовая инфляция по состоянию на 15 ноября составляла 2,6% (ЦБ допускает повышение инфляции в РФ в первом полугодии 2018 года из-за исчерпания временных факторов ее снижения).
"Но ощущение инфляции у людей гораздо выше, и мы очень хотим добиться доверия населения к нашей политике, что можно распоряжаться семейными деньгами, не думая постоянно о росте цен", - отметила Набиуллина.
В некоторых регионах РФ официальная инфляция отстала от реального роста цен в 40 раз
При оценке наблюдаемой населением инфляции эксперты предлагают гражданам оценить рост цен на три группы товаров-маркеров (фрукты и овощи, чай и кофе, сахар) за прошедший год и ожидания роста этих цен в следующем году.
Но восприятие гражданами уровня инфляции значительно расходится с официальной статистикой. Последнее исследование, проведенное по заказу ЦБ, показало, что большинство россиян сообщило о росте цен на те товары, которые, по данным официальной статистики, дешевеют.
При официальной инфляции в России в 2,6% она ощущается населением в 8,7% - то есть в три с половиной раза выше, пишет "Московский комсомолец".
Инфляцию Росстат подсчитывает каждую неделю по ценам одного и того же набора продовольственных и непродовольственных товаров, а затем показатели складываются в месячную картину и суммируются в годовом измерении. По итогам октября 2017 года официальная инфляция составила 0,2%, а до этого и вовсе три месяца фиксировалась дефляция: средние цены не росли, а падали.
То есть в теории продукты должны были дорожать на копейки или даже дешеветь, однако на практике цены росли в несколько раз быстрее официальной статистики.
Опрос исследовательского холдинга "Ромир" показал, что в октябре средний чек россиянина вырос на 1,5%, или на 8 рублей, по сравнению с сентябрем. Это в среднем по стране, но жителям некоторых регионов пришлось платить больше - самый большой скачок был на Дальнем Востоке: там цены взлетели на 8,6%. То есть реальный рост цен от росстатовской инфляции отличается здесь в 43 раза.
Сумма среднего чека россиянина за один поход в магазин составила 532 рубля. Купить на эти деньги можно хлеб, молоко, овощи, сыр и что-нибудь мясное, если подвернется промоакция.
Но по данным Центробанка, на 500 с лишним рублей можно сделать три с половиной селедки под шубой (каждая по 150 рублей) и почти два тазика оливье - правда, не с мясом, как в традиционном рецепте, а с бюджетной вареной колбасой: именно ее стоимость вместе с другими ингредиентами учитывали при расчете "новогодних индексов".
Из-за расчетной низкой инфляции кредитно-денежную политику в сторону смягчения ЦБ изменять не планирует - понижения ключевой ставки, от которой зависят проценты по кредитам физлицам и бизнесу, ждать не приходится. В Центробанке объяснили, почему люди не смогут в ближайшее время (или вообще никогда) брать ипотеку под европейские 0,5% годовых - инфляционные ожидания населения в России слишком высоки.
Таким образом, поясняет МК, получается, что люди сами виноваты в дорогих кредитах, потому что не верят в официальную инфляцию. Виноваты в том, что каждый месяц оставляют в магазинах все больше денег, хотя могли бы спокойно питаться дешевеющими оливье и селедкой под шубой. Виноваты, что не принимают альтернативную реальность властей, в которой цены замерли перед ЦБ, и существует только одна "правильная" инфляция.