Президент Белоруссии Александр Лукашенко, отойдя от сражений "молочной войны", заявил, что вновь намерен развивать стратегическое партнерство с Россией
RTV International
 
 
 
Несмотря на газовые, нефтяные, молочные, сахарные скандалы, мы остаемся открытыми для русского человека. Для Белоруссии Россия была и остается основным стратегическим союзником
НТВ
 
 
 
Касаясь недавнего "молочного" конфликта, белорусский президент отметил: "Вопрос в том, что якобы не в том месте получили документы на поставку молочной продукции. Разве так можно? Взяли в один день и остановили на границе 60 рефрижераторов с молоком
Архив NEWSru.com

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, отойдя от сражений "молочной войны", заявил, что вновь намерен развивать стратегическое партнерство с Россией.

"Несмотря на газовые, нефтяные, молочные, сахарные скандалы, мы остаемся открытыми для русского человека. Для Белоруссии Россия была и остается основным стратегическим союзником", - заявил Лукашенко в Минске на встрече с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом.

Как передает "Прайм-ТАСС", он счел нужным объяснить причину охлаждения отношений: "Российской стороной введены многочисленные ограничения и запреты, оказывающие весьма негативное воздействие на двустороннюю торговлю. Они осуществляются вразрез с нашими договоренностями и фактически усугубляют последствия мирового финансового кризиса как для белорусской, так и для российской экономики".

Лукашенко считает Россию "своей" страной

"Почему мы на это жестко реагируем? Потому что у нас заключены международные договоры, есть соглашения, в силу которых мы строим перспективные планы, тактически строим свою работу", - продолжал объяснять свою позицию Лукашенко.

"С чем мы придем к окончанию этого кризиса? Мы придем к разбитому корыту и опозоримся перед своими народами". "Надо прекратить всю эту возню. Мы же не ставим ни одного вопроса по России, по российским товарам, которые дотируются российским государством. Если выгодно - поддерживайте. И что это за заявления, что мы сельскохозяйственную продукцию так дотируем, что по демпинговым ценам сбываем в Россию? Кто кого дотирует? Поддержка сельхозпроизводителей - это многоплановый вопрос. И если все сопоставить, то никакой разницы между Белоруссией и Россией нет. Наоборот, у нас нет такой возможности поддерживать всех и вся", - заявил президент Белоруссии.

"Говорят, что мы поставили много сухого молока. Не будем поставлять. Я приехал в Туркмению, а мне говорят: дайте сухое молоко. Я говорю министру: чего воюете в России, отвезите это молоко в Туркмению. Сегодня распродали все молоко, и люди еще в очереди стоят. А мы стучимся в дверь в Россию и создаем проблемы", - сказал Лукашенко.

Касаясь недавнего "молочного" конфликта, белорусский президент отметил: "Вопрос в том, что якобы не в том месте получили документы на поставку молочной продукции. Разве так можно? Взяли в один день и остановили на границе 60 рефрижераторов с молоком. Это же скоропортящийся продукт. Значит, хотели побольнее ударить", - считает президент Белоруссии.

Лукашенко пообещал, однако, что Россия "была и остается основным стратегическим союзником республики": "Несмотря на то, что пишут и говорят, Россия никогда не была чужой страной", - сказал он Владимиру Чубу.

"Вы приехали в свою страну. Несмотря на газовые, сахарные, молочные скандалы, Белоруссия всегда остается открытой для русского человека", - сказал Лукашенко, обращаясь к своему гостю.

В знак доброй воли президент Белоруссии заявил о готовности обсуждать с российской стороной вопрос приватизации белорусских НПЗ.

"На недавнем совещании с нефтяниками, на котором присутствовали и российские компании, я предложил представить мне нормальный вариант приватизации белорусских НПЗ, и тогда я буду готов вести диалог на эту тему", - сказал он.

Лукашенко предлагает "сначала поработать три года как на фактически приватизированных предприятиях": "Если это будет нормально и если вас устроят наши условия, то через три года можно будет заниматься приватизацией белорусских НПЗ".

Белоруссия не хочет отдавать свои молокозаводы за кредиты

Белоруссия никогда не заявляла, что готова отдать российской стороне молочные заводы в обмен на кредиты или на каких-либо иных условиях. "Я никогда не обещал, что взамен на что-то отдам 17 молокоперерабатывающих заводов. Я даже сказал: разве можно такие условия ставить. Мол, вот вы на рынок поставляете свою продукцию, отдайте нам свои заводы", - сказал Лукашенко в четверг на встрече с губернатором Ростовской области Владимиром Чубом.

При этом Лукашенко добавил, что "белорусы, сами эти заводы модернизировали, и эти предприятия сегодня акционированы и находятся фактически в частных руках, у производителя". Увязывание выдачи кредита с приватизацией белорусских предприятий российским капиталом считает Лукашенко, "глупость и инсинуации". "Если вы не хотите давать 500 млн долларов, что же, обойдемся без них. Но вы обещали", - сказал он.

"Кредиты мы получили абсолютно не связанные с какими-то условиями о приватизации заводов. Российские кредиты обходятся для нас дороже, чем кредиты МВФ. Нам пообещали 2 млрд долларов, а 500 млн долларов, говорят, не отдадим. Зачем тогда обещали?", - сказал президент.

Александр Лукашенко также отметил, что он предложил представителям российского и белорусского капитала, работающего в белорусской нефтеперерабатывающей отрасли выработать правила игры на нефтяном рынке, которое было нормально воспринято. Между тем, по его словам, в российских СМИ прошли заявления, что, мол, Лукашенко составляет список поставщиков, и это еще один удар по России.

На смену "молочной" войне с Россией пришла "война комбайнов"

Генеральный директор российского производителя сельхозтехники компании "Ростсельмаш" обвинил белорусское предприятие "Гомсельмаш" в нечестной конкуренции.

В интервью "Интерфаксу" гендиректор завода Валерий Мальцев обратил внимание на "белорусскую экспансию" в Россию: "В Россию Гомсельмашем было продано в прошлом году 777 зерноуборочных комбайнов, более 400 - кормоуборочных комбайнов. Вместе с тем ни один производитель России не поставил в Беларусь ни одного российского комбайна.

Очевидна белорусская экспансия. К сожалению, вынужден заметить, что их комбайны невысокого качества, они берут ценой. Причем эта цена для российского рынка демпинговая, но она дотируется со стороны белорусского государства".

В доказательство своих слов гендиректор привел факт, согласно которому в 2009 году "Гомсельмаш" победил во внутреннем тендере на поставку около 2 тысяч комбайнов для АПК Беларуси. Цена поставок должна составить 5,957 млн рублей за один комбайн, в то время как цена продажи в Россию этого комбайна в той же самой комплектации составляла 4,65 млн рублей. "Налицо государственная дотация собственного производителя, что позволяет снизить цены на экспорт",- полагает гендиректор "Ростсельмаша".

Александр Лукашенко уже отреагировал на этот выпад: "Прошла информация от руководства "Ростсельмаша", что надо позакрывать сборочные совместные производства в России, - сказал он. - Если это так, то не надо было их создавать вообще. Но ведь это была просьба президента России и российского правительства".

При этом он добавил: "Что плохого в том, что мы собираем технику, в том числе из российских комплектующих?"

"Надо прекратить всю эту возню. Мы же не ставим ни одного вопроса по России, по российским товарам, которые дотируются российским государством. Если выгодно - поддерживайте", - предложил белорусский президент.