По данным Минэнерго и Минпромторга, 25% оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли, приобретается российскими компаниями за рубежом
Газпром

Первый случай, когда из-за санкций российским нефтяникам и сервисным компаниям ограничивают доступ к зарубежным технологиям, связан с компанией "Газпром бурение". Еще 18 мая в ее офис пришло письмо из московского офиса Halliburton. В нем американская компания извещала о "приостановке отношений" с российским заказчиком.

Если Евросоюз на этой неделе введет технологические санкции в отношении России, за три года добыча нефти упадет минимум на 26 млн т в год (5% годовой добычи), подсчитала газета РБК daily. Без зарубежных партнеров не удастся нарастить отдачу "сложных" месторождений, окажется невозможной и работа на шельфе.

Руководство Halliburton приостановило отношения между компаниями из-за того, что Аркадий Ротенберг, которому принадлежит 100% акций "Газпром бурение", был включен в санкционный список, подготовленный министерством финансов США в мае этого года.

Среди заказчиков американской компании все крупные нефтяные и газовые структуры: "Газпром", "Газпром нефть", "Роснефть", "Лукойл" и другие. Первый вице-президент "Роснефти", курирующий вопросы добычи, Эрик Лерой заявил, что для разработки месторождений с трудноизвлекаемыми запасами в Западной Сибири "Роснефть" использует американские технологии, которые позволяют сократить время освоения месторождения почти вдвое.

На этой неделе Евросоюз может ввести запрет на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции для энергетической промышленности. В случае введения этих мер больше всего пострадают "Газпром" и "Роснефть", которым необходимы западные технологии для добычи на арктическом шельфе.

В этом случае суммарная добыча нефти может снизиться на 5-10%, или на 26-52 млн т в год, подсчитал исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда "Сколково" Николай Грачев.

По данным Минэнерго и Минпромторга, 25% оборудования, используемого в нефтегазовой отрасли, приобретается российскими компаниями за рубежом. Еврокомиссия, по данным The Financial Times, может ограничить его экспорт в рамках запрета на поставку в Россию "особо важных технологий". По подсчетам FT, европейские производители и поставщики потеряют от запрета не более 150 млн евро в год. Россия ощутит негативные последствия от санкций по прошествии нескольких лет.

Без участия иностранных нефтесервисных компаний возникнут проблемы при работе с трудноизвлекаемыми запасами, высокотехнологичными скважинами (горизонтальное бурение), при добыче сланцевой нефти. В этих сегментах доля иностранных технологий превышает 80-90%, приводит экспертную оценку Грачев.

В зоне риска оказывается не только добыча, но и разведка новых месторождений. Здесь проблемы возникнут после 2018 года. Исполнительный вице-президент геологоразведочной компании IGSS Денис Чередниченко говорит, что почувствуют проблемы примерно через пять лет, когда имеющееся оборудование придет в негодность.

Запасы углеводородов, которых Россия не сможет "распечатать" в результате очередной волны санкций, оцениваются в 8,2 трлн долларов, подсчитали эксперты Bloomberg. Более всего Россия зависит от поставок современного оборудования для бурения горизонтальных скважин, а также внедрения технологий гидроразрыва пласта.