Реализовать "евразийскую стратегию", о которой на прошлой неделе объявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, российской газовой монополии поможет британско-нидерландский нефтегазовый концерн Shell
Global Look Press

Реализовать "евразийскую стратегию", о которой на прошлой неделе объявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, российской газвой монополии поможет британско-нидерландский нефтегазовый концерн Shell, пишет газета "Ведомости".

Миллер, напомним, заявил в прошлую пятницу на Петербургском экономическом форуме, что "Газпром" впредь намерен придерживаться не европейской, а евразийской стратегии. "Евразийская стратегия - это глобальная стратегия. В реализации этой стратегии СПГ будет играть более значимую роль, чем в Европе", - сказал он.

В первую очередь партнеры собираются меняться активами и газом по всему миру. Обмен активами предусмотрен соглашением о стратегическом партнерстве, которое Shell и "Газпром" подписали в ходе форума в Северной столице. Документ предполагает партнерство во всех сегментах газовой отрасли - от разведки и добычи до переработки и маркетинга.

У "Газпрома" и Shell до сих пор был только один проект - "Сахалин-2", на базе которого действует единственный в России завод СПГ мощностью 10 млн т в год. На ПМЭФ партнеры договорились о его расширении за счет ресурсной базы проекта "Газпрома" "Сахалин-3".

Ранее его газ "Газпром" собирался поставлять на завод "Владивосток СПГ" или по газопроводу в Китай, но "Владивосток СПГ" уже не является приоритетным проектом и в ближайшее время реализован не будет. Поставки сахалинского СПГ в Китай изучаются, но "Сахалина-3" хватит на несколько проектов, подчеркнул Миллер. Кроме того, Shell войдет в консорциум по строительству двух новых ниток газопровода "Северный поток" мощностью 55 млрд куб. м газа в год. Как поясняют эксперты, с которыми пообщалось издание, "Газпром" заинтересован в первую очередь в обмене СПГ на трубопроводный газ, поэтому какой-то обмен активами может происходить в этом направлении.

Это может быть, например, участие "Газпрома" в СПГ-проектах в обмен на долю в "Балтийском СПГ" или проектах по освоению. Обмен СПГ на трубопроводный газ позволит существенно экономить на транспортных расходах и выходить на новые рынки, завязывать отношения с новыми клиентами.

За рубежом российскому газовому гиганту интересны прежде всего сбытовые активы и выход на новых клиентов. Shell, который стремится увеличить в своем портфеле долю российского СПГ не только за счет "Газпрома", в России интересны прежде всего проекты по добыче газа, на базе которых компания уже сможет участвовать в строительстве и эксплуатации заводов СПГ или газовых терминалов.