Основы религиозных культур и светской этики с 1 сентября этого года стали обязательным школьным предметом для всех российских четвероклассников
bogoslov.ru

Основы религиозных культур и светской этики с 1 сентября этого года стали обязательным школьным предметом для всех российских четвероклассников, сообщает РИА "Новости". По мнению представителей различных религиозных конфессий, новый предмет способен сплотить общество, но при этом надо более серьезно подойти к подготовке педагогов и изданию учебников.

В феврале правительство России утвердило план мероприятий по введению с 2012-2013 учебного года курса "Основы религиозных культур и светской этики" во всех общеобразовательных учреждениях страны.

Дискуссии о том, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии, велись с начала 2000-х годов. Точку в спорах в июле 2009 года поставил президент Дмитрий Медведев. Он поддержал идею религиозных лидеров о преподавании основ религиозной культуры и светской этики в школах России и предложил провести эксперимент в ряде регионов. Проходивший в 21 регионе России в течение двух лет эксперимент был признан удачным, и новый курс введен по всей стране.

На выбор предлагаются курсы по основам традиционных для России религий - православия, ислама, иудаизма, буддизма. Кроме того, есть "модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками", и основы светской этики.

По данным министерства образования и науки РФ, "Основы светской этики" выбрали 47% учащихся, "Основы православной культуры", - 28,7%, "Основы мировых религиозных культур" - 20,3%, "Основы исламской культуры" - 5,6%, "Основы буддистской культуры", - 1,2%, "Основы иудейской культуры" - 0,1%.

Ранее директор департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Елена Низиенко отмечала, что дальнейшая судьба курса будет известна после того, как будут подведены итоги преподавания в четвертом классе. По ее словам, вполне возможно, что этот курс будет включен в рамки предмета "Мировые художественные культуры" или других предметов, а может будет отдельным.

Преподавание в школах основ религиозных культур и светской этики, как показал двухлетний эксперимент по апробации предметов в ряде регионов России, будет не разделять, а, наоборот, сплачивать школу, семью и общество, считает заведующий сектором Основ православной культуры Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви Герман Демидов.

Он полагает, что преподавать основы той или иной религиозной культуры российским школьникам должен ее носитель, а подготовленные к наступающему учебному году универсальные учителя - временная мера. По оценкам эксперта, также существует проблема преподавания одним учителем разных модулей. В новом учебном году подготовка учителей, по информации Демидова, будет продолжаться по всей стране уже по тем предметам, которые они будут преподавать в школах, и курсы предполагаются более длительные, например по 144 часа. Оптимальной же, по мнению эксперта, является подготовка учителя не менее 400 часов.

Что касается учебников, то в Русской православной церкви убеждены: "Использоваться в школах могут только учебники по религиозным культурам, прошедшие конфессиональную экспертизу в соответствующих религиозных организациях". Уже прошли апробацию в рамках эксперимента по преподаванию основ религиозных культур в ряде российских регионов учебник протодиакона Андрея Кураева (издательства "Просвещение") и новый учебник издательства "Дрофа", на котором будет стоять церковный гриф.

То, что новый школьный курс станет объединяющим началом для подрастающего поколения и всего российского общества, считают и представители Центрального духовного управления мусульман России и Координационного центра мусульман Северного Кавказа.

По словам первого зампредседателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Москвы Альбира Крганова, к новому курсу больших нареканий нет, а положительный эффект есть серьезный - дети, обучаясь основам религиозных культур, волей-неволей вовлекают в этот процесс и родителей, представителей старшего поколения, которые могут иметь об этих вещах довольно смутное представление.

Вместе с тем, говоря о ситуации в школах, муфтии обращают внимание и на проблемы. Прежде всего, это необходимость совершенствования учебной базы и профессиональной подготовки учителей. В частности, по словам Крганова, необходимо подготовить один общий учебник и исключить ситуацию, когда в разных регионах дети готовятся по разным пособиям.

Кроме того, по его мнению, вместе с учебниками школьникам нужно обязательно выдавать наглядный материал, иллюстрированные тетради, поскольку совсем юным ученикам именно такая форма восприятия информации больше всего подходит.

Мусульманские духовные лидеры надеются и на более активное участие Минобрнауки РФ в подготовке квалифицированных кадров для преподавания основ исламской и других религиозных культур, поскольку, по их оценкам, не все учителя еще имеют необходимый багаж знаний в этой сфере. Со своей стороны, муфтии готовы оказывать содействие в усовершенствовании школьной программы по основам ислама, чтобы "эта дисциплина действительно стала фактором взаимопонимания школьников и взаимного сближения на данном этапе".