Австрийский кардинал Кристоф Шёнборн попытался определить роль христианства в формировании и развитии западной цивилизации
wikipedia.org

В Большой аудитории Американского католического университета (CUA) в Вашингтоне накануне состоялась открытая лекция известного католического богослова кардинала Кристофа Шёнборна, сообщает портал "Богослов.ru" со ссылкой на информагентство "Agnuz".

В начале выступления католический иерарх указал на три фактора, которые он считает основополагающими для христианской культуры Запада. Это - интуиция нравственной цельности, принадлежность к которой христиане демонстрируют как тем, что они делают, так и тем, что они не делают; восприятие всего человечества как одной большой семьи; убежденность в том, что именно личная свобода больше всего уподобляет человека Богу и является его самым большим достоянием.

"Верно ли то, что человек Нового времени отстоял свою свободу в борьбе не на жизнь, а на смерть против Церкви? Верно ли, что именно эпоха Просвещения, а не христианство, принесла человеку сознание его высокого достоинства и свободы личности?" - сформулировал кардинал главный вопрос. Назвав это аксиомой, которой определяется понимание современной истории, он попытался определить, насколько она верна.

Кардинал Шёнборн выдвинул тезис, согласно которому раннехристианская Церковь обязана своим существованием прежде всего плюралистическому греко-римскому миру. Она же предложила этому миру иную перспективу. Точно так же сегодня христианство способно предложить захватывающую альтернативу современной светской цивилизации.

"Положение христианства в современной Европе в высшей степени парадоксально, - продолжил свою мысль кардинал. - Для Европы оно - и инородное тело, и корень ее цивилизации. В нем видят "нежелательного иностранца", но в то же время оно вызывает у многих европейцев чувство ностальгии, к нему возвращаются, как возвращаются домой. В Европе обнаруживается всё большее и большее число людей, которые, ведя целиком и полностью светский образ жизни, находят свой путь к сознательной христианской вере. И они описывают это свое открытие христианства как "путь домой" или "поиск дома".

Далее, ссылаясь на св. Августина, кардинал пояснил, что именно здесь становится осязаемой "главная специфическая черта христианства - его двойное гражданство. В этом-то и заключена его сила. Будучи одновременно и земным, и небесным, христианство побуждает к общественной активности, к тому, чтобы взять на себя ответственность за "град земной" и за проживающего в нем человека, не разрушая при этом существующего общественного порядка ради абстрактной утопии. С другой стороны, эта лояльность к временному становится возможной потому, что христиане ощущают себя гражданами неба, и этого гражданства они никоим образом не могут быть лишены".

Кардинал Шёнборн дал ясно понять, что как раз "двойное гражданство христианина", его принадлежность и к "граду земному", и к "граду небесному" делает христианство совершенно неприемлемым, ненавистным для тоталитарных систем, особенно для тех из них, которые проявили себя в ХХ веке. "Христианин свободен, - продолжил свою мысль архиепископ. - Он свободен по отношению к государству, потому что он - не только гражданин земного государства. И никогда эта свобода не проявлялась так отчетливо, как в условиях фашизма, коммунизма и нацизма в прошлом столетии, когда подлинное христианское свидетельство было оплачено кровью миллионов и миллионов мучеников". Вот этот-то "фонд свободы" христианство и может предложить современной Европе. Речь идет о "свободе от навязываемых тенденций, от политического конформизма или просто от давления последнего крика моды". "Христианство - это свобода", — констатировал кардинал Шёнборн.

В качестве свидетельства силы христианской свободы в истории кардинал указал великие движения духовного пробуждения, которые определили характер целых эпох в культуре Западной Европы. "В этом году мы будем отмечать 1 100-ю годовщину великой монастырской реформы в Клюни, - напомнил Шёнборн. - И эта реформа дала Европе более 4 тысяч монастырей за 200 лет. Эта фантастическая сеть покрыла всю Европу и наделила ее огромной экономической энергией, как и энергией художественного творчества и духовных свершений".

"А когда импульс Клюни иссяк, пламя еще одного духовного обновления было зажжено св. Бернардом Клервосским и поддерживалось цистерцианцами, а потом история опять повторилась в лице нищенствующих орденов Франциска и Доминика. И каждое из таких духовных обновлений внесло свой огромный вклад в культурную и гражданскую жизнь общества своего времени".

"Достаточное ли внимание уделялось исследователями той свободе, которая возникала в результате вышеуказанных движений духовного обновления, как и определению степени влияния этих движений на Европу?" - поставил риторический вопрос кардинал Шёнборн. "С самого начала своего существования христианство позволило людям выйти за пределы временного, политического порядка. Идея о том, что человек должен быть послушен Богу в большей степени, чем другому человеку, привнесла огромный потенциал свободы в общество", - продолжал он. По его убеждению, "на протяжении столетий призыв к радикальному и свободному следованию за Христом высвобождал громадную творческую свободу во всём Западном мире и стал "одним из постоянных источников европейской живучести".

Кардинал Шёнборн также выразил радость по поводу всплеска движений духовного пробуждения в современной Церкви. "Почему бы истории не повториться еще раз? - спросил он. - Почему бы нас и сегодня не ожидал сюрприз, невообразимый сюрприз, подобный тому, каким св. Франциск удивил Европу 800 лет тому назад?" Кардинал охарактеризовал современные движения в Католической церкви как "знамение ее жизненной силы". Он видит в них проявление творчества всё того же Духа Святого, который инспирировал духовное и культурное обновление прошедших столетий. В качестве примера Шёнборн указал движения "Опус Деи", "Неокатехуменат", "Коммунионе ет Либерационе".

Вместе с тем, кардинал Шёнборн не преминул подчеркнуть, что актуальные отношения между атеизмом и христианством должны служить очищению самого христианства. "Христианство, несомненно, нуждается в критическом голосе светской Европы, которая формулирует трудные вопросы, иногда неприятные вопросы, которых мы не должны избегать или игнорировать. Христианству только пойдет на пользу, если оно услышит претензии светского общества и ответит на брошенный ему вызов. Общество подвергает сомнению достоверность христианства? Что ж, христианство и должно быть подвергнуто сомнению..."

По убеждению Венского иерарха, тот критический напор, которому подвергается христианство со стороны секулярного мира, должно в конечном счете помочь ему стать тем, чем оно призвано стать, преодолеть разлад между словами и делами. "Для чего? - продолжил кардинал. - А для того, что секулярный Запад где-то в потаенных уголках своей души жаждет подлинного христианства, надеется на христианство, которое смогло бы обосновать свою достоверность на примере своей собственной жизни".

Свое выступление кардинал Шёнборн завершил призывом к вере. "У христианской свободы - неистощимый источник. Он заключен в словах Христа: "Се, Я с вами во все дни до скончания века". В этих словах - самый мощный ресурс христианства! - воскликнул архиепископ. - И этим объясняется неистощимая способность христианства к обновлению: оно раз за разом восстает из пепла волею Того, Кто однажды воскрес".