Гостелеканалы Таджикистана традиционно покажут в новогоднюю ночь праздничные концерты, однако на экране зрители не увидят украшенных елок и уж тем более Деда Мороза со Снегурочкой, поскольку это не имеет отношения к национальным традициям. Об этом заявил в среду журналистам первый зампредседателя Комитета по телерадиовещанию при правительстве Садиддали Сиддиков. Тем не менее на главной площади таджикской столицы елку все же установят.
"На телеканалах "Сафина", "Шабаккаи Аввал" ("Первый канал"), "Бахористон" (детский телеканал) больше не появятся сказочные персонажи Дед Мороз и его внучка Снегурочка. Также не будет и новогодней елки", - приводит также "Интерфакс" слова чиновника.
"Новогодние программы будут по всем гостелеканалам, и съемки уже начались, но в них не будет елки, украшенной гирляндами и игрушками, Деда Мороза, Снеговика и Снегурочки, поскольку эти атрибуты и сказочные персонажи не имеют прямого отношения к нашим национальным традициям, хотя в них нет ничего плохого", - уточнил Сиддиков.
Новогодние программы при этом, по его словам, покажут таджикистанцам "музыку, песни, танцы, новогодние украшения и праздничные столы, но все это будет без алкоголя". Он заверил журналистов, что гостелеканалы сами приняли такое решение, без "указаний сверху", но правительственный Комитет полностью его поддерживает.
Между тем мэрия Душанбе сообщила, что в ближайшие дни начнет установку на площади Дусти (Дружбы) 22-метровой елки, которую украсят традиционные шары и гирлянды. На этой же площади вечером 31 декабря состоится концерт артистов таджикской эстрады, который завершится пятиминутным фейерверком.
Государственный цирк традиционно покажет новогоднюю программу, однако будет ли в ней Бобои Барфи (так называют Дед Мороза таджикские дети) пока неизвестно. Несколько показов представлений будет оплачено мэрией: на них будут приглашены дети-сироты и дети из малообеспеченных семей. В Душанбе уже активно идут продажи искусственных елок и украшений.
В середине ноября 2012 года главный редактор официального сайта оппозиционной Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ) Мухибулло Курбон разместил на нем собственное заявление, в котором заявил, что большая часть населения Таджикистана - мусульмане, которым чуждо празднование Нового года, поэтому властям следует отказаться от официальных празднований этого дня. Вместо украшения города и установки на главных площадях страны украшенных елок Курбон предложил властям направить средства на благотворительные цели. Это заявление ПИВТ потом назвала личным мнением ее представителя.
В Таджикистане уже не первый год накануне новогодних праздников в обществе начинается широкая дискуссия на тему праздновать Новый год или нет. Радикально настроенные приверженцы ислама считают этот праздник языческим и чуждым для таджикского народа, которому праздник якобы был навязан на заре Советского Союза.
Между тем Новый год в Таджикистане отмечается достаточно широко: в школах и детских садах проходят утренники с участием Деда Мороза и Снегурочки, весь город украшается новогодней символикой, на площадях городов, в госучреждениях и магазинах устанавливаются елки. Однако все эти атрибуты свойственны городам, где живет лишь четверть 8-миллионного населения страны. Во многих кишлаках Таджикистана на протяжении вот уже нескольких лет Новый год никак не празднуется.
Утром 2 января 2012 года в столице Таджикистана был убит 24-летний Парвиз Давлатбеков, одетый в костюм Деда Мороза. 30 декабря 2011 года в интервью персидской службы британской радиостанции верховный муфтий Таджикистана Саидмукарам Абдукодирзода заявил, что "празднование григорианского Нового года, имеющего религиозные корни, не только противоречит законам ислама, но и традициям таджиков. У нас есть много своих хороших праздников".
Многие пользователи социальных сетей в Таджикистане были тогда уверены, что именно это неосторожное заявление верховного муфтия, подхваченное всеми мировыми и республиканскими СМИ, стало косвенной причиной убийства. 4 января он заявил, что его слова были неправильно поняты и он хотел лишь сказать, что в Коране (священной книге мусульман) не содержится каких-либо указаний относительно празднования Нового года.
Убийство "Деда Мороза" поставило под сомнение усилия правительства Таджикистана сохранить светскую составляющую государства на фоне общей исламизации населения республики.
Местные эксперты указывают на растущее влияние ислама в Таджикистане и других республиках Центральной Азии. Правительства республик пытаются сохранить светскую составляющую путем ограничений свобод верующих, в частности, запрещают студенткам и ученицам школ посещать занятия в мусульманских платках. В Таджикистане в 2011 году законодательно запретили несовершеннолетним посещение мечетей, однако на деле этот запрет не исполняется.
Десятки граждан Таджикистана ежегодно попадают в тюрьмы по обвинению в религиозном экстремизме. Богословы требуют расширить права верующих, тогда как светски настроенные граждане указывают на то, что уже количество мечетей в республике превысило количество общеобразовательных школ. Более 98% жителей Таджикистана исповедуют ислам, являясь в основном суннитами ханафитского толка.