Благотворительный фонд "Город без барьеров" предложил сделать московские храмы более удобными для доступа инвалидов. Предложенный Фондом проект предполагает обустройство в церквях пандусов для инвалидных колясок, перил и подсветки, сообщает в четверг "Московский комсомолец".
Тема адаптации храмов, как заявили представители Фонда, - новая и трудная, поскольку храмовые комплексы, как правило, являются архитектурными памятниками. Поэтому при установке многоуровневых поручней, звуковых маяков для слабовидящих людей или тактильной (воспринимаемой на ощупь) разметки надо учитывать исторический облик строения.
Кроме того, человек должен не только удобным для него образом попасть в храм, но и пробыть там на многочасовом богослужении. Поэтому для разных категорий инвалидов должны быть определены особые условия участия верующего человека с ограниченными возможностями в религиозной жизни. Например, для слепых в храмах появятся тактильные иконы, а переходы между залами будут обозначены специальной плиткой.
Представители Фонда уверяют, что между адаптацией и эстетикой можно и нужно ставить знак равенства. А значит, облик городских храмов начнет меняться в ближайшем будущем.
Напомним, что почти 15 лет назад Русская православная церковь приняла решение о возрождении традиции создания храмов и часовен при больницах, интернатах, домах для инвалидов. С тех пор их появились десятки. В регионах с преобладанием мусульманского населения при социальных учреждениях открыты молитвенные комнаты. Однако, как писала в 2009 году газета "Новые известия", священник или имам туда приходят редко, неся там служение по совместительству. Поэтому единственный выход - адаптировать для инвалидов, которых в стране насчитывается свыше 13 миллионов, обычные храмы, создавать при них общины слепых, глухих, колясочников. Однако таких примеров, к сожалению, немного.
Один из них - Ярославская область, где пятеро фермеров задумали возвести первый в России храм для инвалидов без ступеней и порогов, с удобными асфальтированными подъездами. Церковь должна была быть предназначена для обитателей расположенного рядом интерната. Начав строительство, скоро поняли, что собственных средств не хватит. Рассчитывали на помощь состоятельных сограждан, бросили клич - отозвался один Никита Михалков: прислал обогреватель. Все остальные (а в списке их были десятки) к столь некоммерческому проекту отнеслись прохладно. А с наступлением кризиса работы и вовсе остановились, писали "Новые известия".
Следует отметить, что представители РПЦ тему попечения об инвалидах поднимали не раз.
Настоятель храма святых Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Борисов заявил в прошлом году порталу "Милосердие.ru", что храмы – это вполне доступная среда для инвалидов. По его словам, после проверки нескольких церквей в центре Москвы, в районе Тверской и Китай-города, можно было констатировать, что пандусы есть в большей части храмов. Однако инвалид-колясочник может придти в храм даже если пандуса нет, всегда есть люди, которые поднимут, донесут, помогут.
По словам священника, в храмах само собой подразумевается, что отношение к инвалидам должно быть внимательным. Сегодня, считает он, много говорят об инвалидах, и люди понимают, как к ним надо относиться, как проявлять заботу.
Между тем бывают проблемы не связанные с пандусами и колясками.
Участник движения общин с умственно отсталыми людьми и их семьями "Вера и Свет" Михаил Завалов считает, что храмы для той категории людей, которых опекает представляемое им движение, - среда очень часто труднодоступная. Нередко мамы слышат прямой или косвенный вопрос: "Зачем такого сюда привели". Как правило, это просто рядом стоящие слишком активные прихожанки, а не священники. Зато иные батюшки любят объяснять, за какие грехи родителей появились такие дети. Но, конечно, бывают хорошие храмы - зайдешь с улицы, и тебя там принимают. Это общая атмосфера отношений прихожан.
Руководитель направления по работе с инвалидами Отдела Московского патриархата по церковной благотворительности и социальному служению Вероника Леонтьева, считает, что все зависит от отношения настоятеля к людям с ограниченными возможностями. Если отношение лояльное, то он и сам создаст условия, и сотрудников, и прихожан храма будет вразумлять. По ее словам, в одном из храмов после того, как там появились дети с ДЦП, которым было трудно стоять и сидеть долго в коляске, настоятель благословил положить ковер у солеи, и с тех пор дети там лежат до причастия. Пока же в Церкви зачастую ситуация такая: настоятель какого-либо храма принимает инвалидов какой-то одной категории, например, глухих, или ментальных и т.д., и к нему священники из своих приходов начинают направлять всех остальных инвалидов. Так образуются социально ориентированные приходы.
Выход, считает Леонтьева, - воспитывать и образовывать священников, а за ними и социальных работников, и прихожан. Лучше всего начинать это делать еще в семинариях, чтобы будущие батюшки не боялись таких людей, знали, как с ними обращаться.
В Отделе намечено выпустить учебно-методическое пособие "Руководство для клириков и мирян по социальному служению для инвалидов разных категорий", совместный труд специалистов Института коррекционной педагогики РАО и священников, социальных работников, которые уже трудятся на этом поприще и имеют опыт, о котором бы хотели рассказать. Даст Бог, если все получится, то затем можно будет его презентовать в епархиях, а может быть в семинариях, и сделать спецкурс для будущих священников, приводит слова Вероники Леонтьевой "Милосердие.ru".