В Московскую Патриархию было передано открытое письмо к Патриарху Алексию II. Главу Русской православной церкви призывают оказать содействие в погребении второго президента так называемой Чеченской республики Ичкерия Аслана Масхадова в соответствие с религиозными обрядами и вайнахскими национальными традициями, а также содействовать отмене варварской средневековой нормы закона "О погребении и похоронном деле", вводящей тайные похороны подозреваемых в терроризме.
Письмо это подготовлено активистами движения против войны на Северном Кавказе. Его поддержали Иосиф Кобзон, Мариэтта Чудакова, Людмила Алексеева, Алла Гербер, Наталья Трауберг и другие.
Информагентство "За права человека" распространило сегодня полный текст обращения.
Тело Аслана Масхадова, убитого 8 марта 2005 года, было тайно захоронено, предположительно, в апреле того же года. В соответствии со статьей 16, прим. 1 закона "О борьбе с терроризмом", место захоронения оглашено не было.
- Церковь: вопрос захоронения Масхадова - не в компетенции Алексия II
Напомним, что ранее добиться выдачи тела убитого Масхадова пытались его родственники. С просьбой оказать содействие в этом вопросе они обращались к лидерам стран мирового сообщества, а также к Союзу комитетов солдатских матерей России.
Генпрокуратура РФ ответила на эти запросы официальным отказом, в котором уточняла, что вопрос о погребении террористов, умерших в результате пресечения совершенной ими террористической акции, решается в соответствии с федеральным законом о борьбе с терроризмом и постановлением правительства. А тела террористов для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.
Церковь: вопрос захоронения Масхадова - не в компетенции Алексия II
В Московской патриархии заявили, что решение вопроса о выдаче останков лидера чеченских сепаратистов Аслана Масхадова родственникам для погребения не находится в компетенции патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Как заявил "Интерфаксу" глава пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский, "святейший патриарх - не журналист, который ведет политическое расследование, является Масхадов террористом или нет". "Почему он должен входить в эти подробности?", - заметил представитель Московской патриархии.
Он подчеркнул, что Алексий II "с доверием относится к тем оценкам, которые делают власти, и к правоохранительным органам, которые решили проблему захоронения Масхадова таким образом".
Открытое письмо Святейшему Патриарху Алексию II br>
К Вам обращается группа граждан, участников антивоенного движения.
Мы просим Вас, главу Русской православной церкви, дать моральную и нравственную оценку ситуации, сложившуюся в связи с тем, что семья покойного второго президента Чеченской республики Ичкерия Аслана Масхадова уже в течение трех лет не имеет возможности похоронить близкого им человека на родной земле в соответствии с нормами ислама и национальными традициями, и не знает места его захоронения.
Наше обращение подписали граждане разных конфессий - христиане, мусульмане, иудеи, буддисты, а также люди, не принадлежащие к определенным вероисповеданиям, но для которых принципы гуманизма являются приоритетными. Нас всех глубоко оскорбляет ситуация, когда в обществе практикуется такая юридическая норма, как запрет родным хоронить близкого им человека.
Норма закона, устанавливающая особый – унижающий человеческое достоинство - порядок погребения террористов, по нашему глубокому убеждению на Масхадова не может быть распространена по следующим, очень важным, причинам. Аслан Масхадов не был осужден судом. При жизни он всегда последовательно осуждал террористические методы. Он был принципиальным сторонником решения проблем мирным путем, за столом переговоров. Он был известен многочисленными мирными инициативами в первую и во вторую чеченские войны. Символично, что он погиб во время объявленного им одностороннего перемирия.
Его убили, над его уже мертвым телом издевались, эти кощунственные кадры многократно показывали по центральным каналам, а потом не дали его родным проститься с ним, похоронить его. Место его погребения неизвестно. И все это происходит в начале ХХI в. в стране с тысячелетней христианской традицией.
Семья покойного Аслана Масхадова подала иск в Страсбургский суд. Возможно, через некоторое время иск будет удовлетворен. Но у нас возникает вопрос: почему у нас в стране действуют такие бесчеловечные законы, почему мы ждем, что скажет нам Европа? Неужели мы сами не понимаем, что антигуманно и безнравственно не давать похоронить человека его родным?
Прошло время. Произошли события в Нальчике, кабардинские матери несколько лет безуспешно добивались только одного - права похоронить своих детей, и им в этом праве было отказано. Такие случаи были и в других северокавказских республиках.
Эти люди погибли, и теперь их деяния судит Высший Судья, в Его суд люди вмешиваться, не вольны, и российская власть, на наш взгляд, здесь не является исключением.
Есть грань между цивилизацией и варварством. Мы считаем, что Гос. Дума, приняв закон 14.1, запрещающий родным хоронить погибших при террористических актах, эту грань перешла, перешла от цивилизации к варварству. Ибо такие законы действовали только в самые темные периоды человеческой истории. br>
Ваше Святейшество!
Вы сказали прекрасные слова на Парламентской Ассамблее Совета Европы в Страсбурге: "В условиях глобализации так важно сохранить религиозно-культурную идентичность, которая является основой многообразия, красоты и богатства мира. Убежден, что нужно искать более тонкий баланс между правом на самовыражение и уважением к чувствам верующих. Ведь когда для человека что-то бесконечно дорого, что-то дороже всего на свете, намеренно оскорблять его чувства - значит, совершать очень сомнительное с нравственной точки зрения деяние. Мы же согласны с тем, что нельзя задевать национальные и личные чувства, память умерших, государственные символы".
Сейчас мы видим, как задеваются национальные чувства вайнахов, народа с древней культурой, других народов Северного Кавказа, российских мусульман, всех россиян, имеющих чувство человеческого достоинства.
В конце XVIII в. в Шлиссельбургской крепости умер шейх Мансур, и чеченцы до сих пор вспоминают, что могила его неизвестна, власти Российской империи не вернули его останки на Родину.
Неужели и через сто лет правнуки вайнахов будут вспоминать, что в начале ХХI века чеченскому народу не дали похоронить Аслана Масхадова, человека, которого в 1997г. они избрали своим президентом?
Просим Вас использовать весь свой авторитет, как религиозного и общественного деятеля для того, чтобы прахАслана Масхадова был передан родственникам для погребения в соответствии с религиозными и национальными традициями.
Мы просим Вас сделать все от Вас зависящее, для отмены этой средневековой нормы закона "О погребении и похоронном деле", тем более, что она часто используется для прикрытия преступлений.
С уважением,
участники антивоенного движения:
Ирина Вологина, Виктор Сокирко, Андрей Налётов, Михаил Кригер, Дарья Масленикова, Елена Санникова, Юлия Барановская, Владимир Ионов, Надир Фаттяхетдинов, Анатолий Рощин, Михаил Чудаков, Валентина Василевская, Алексей Калинин, Людмила Щербатых, Елена Батенкова, Дмитрий Бродский, Сергей Давидис, Анна Каретникова, Айша Астамирова
Это обращение поддержали своими подписями:
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы;
Алла Гербер, писатель, член Общественной Палаты РФ, президент Фонда "Холокост"; Владимир Долин, журналист;
Вадим Жук, драматург, поэт;
Иосиф Кобзон, народный артист СССР;
Лев Рубинштейн, поэт;
Наталья Трауберг, переводчик;
Мариэтта Чудакова, член Европейской академии, профессор Литературного института.