Патриарх Алексий II обратился в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ) с просьбой предоставить икону Андрея Рублева "Троица" на три дня для участия в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре
rublev.org.ru
 
 
 
О том, что "Троица" может временно покинет залы ГТГ и вернется в Троице-Сергиеву лавру, где она пребывала до революции, говорилось на встрече Алексия II и министра культуры РФ Александра Авдеева еще в сентябре этого года
moscow-live.ru
 
 
 
В настоящее время в Троице-Сергиевой лавре на месте исторического рублевского образа находится копия
stsl.ru

Патриарх Алексий II обратился в Государственную Третьяковскую галерею (ГТГ) с просьбой предоставить икону Андрея Рублева "Троица" на три дня для участия в праздничном богослужении в Троице-Сергиевой лавре. Между тем, по мнению экспертов, нет никаких гарантий, что "Троица" выдержит путешествие за 70 километров туда и обратно, пребывание в тесном соборе с сотней свечей, а также желание присутствующих на богослужении к ней приложиться, сообщает "Ежедневный журнал".

О том, что "Троица" временно может покинуть залы ГТГ и вернуться в Троице-Сергиеву лавру, где она пребывала до революции, еще в сентябре этого года говорилось на встрече Алексия II с министром культуры РФ Александра Авдеева. В настоящее время в Лавре на месте исторического рублевского образа находится копия.

Как сообщил тогда министр культуры, переговоры по этой теме только начаты, и в настоящее время требуется рассмотреть технические возможности перемещения святыни из Москвы в Сергиев Посад. В случае положительного решения министерство культуры при участии Московской Патриархии и ГТГ приступит к подготовке этого важного проекта, который, по мысли высоких собеседников, должен иметь огромное значение в деле сотрудничества Церкви и государства.

На встрече было отмечено, что стало уже традицией временно передавать святыни Русской православной церкви, хранящиеся в государственных музеях, в действующие храмы. Впервые это произошло во время политического противостояния в 1993 году, когда Третьяковка по просьбе Патриарха Алексия привезла в Богоявленский кафедральный собор величайшую святыню русского православия Владимирскую икону Божией Матери. Последние несколько лет эта икона находится не в экспозиции музея, а в действующем при ГТГ Никольском храме. Кроме того, каждый год в день празднования Донской иконы Богородицы, которая пребывала в стане русских воинов во время Куликовской битвы, эту святыню передают Донскому монастырю.

- Печальная судьба наследия Андрея Рублева

Тема "путешествия" "Троицы" в Сергиев Посад нашла широкий отклик в сетевых СМИ после того, как старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ Левон Нерсесян написал в своем блоге о том, что в подобном случае может произойти со знаменитым памятником. Он отмечает, что никаких официальных распоряжений на этот счет пока не поступало. В настоящее время в ГТГ имеется лишь письмо от Патриарха в котором говорится о необходимости уважить чувства верующих, об ожидающих людей испытаниях, от которых пребывание иконы в Лавре может избавить. Сотрудник музея замечает при этом, что лицо такого ранга, как Патриарх, не стало бы писать подобных писем, если бы не имело мощной поддержки и полной уверенности в успехе всего предприятия.

Про такую поддержку руководство Третьяковской галереи в лице директора Валентина Родионова и главного хранителя Екатерины Селезневой, как рассказывает Нерсесян, видимо, знало с самого начала. Поэтому были заказаны специальные ящики для перевозки и хранения иконы. Возражения специалистов в расчет не принимались. Главным начальственным аргументом служило то, что в случае сопротивления икону, мол, могут забрать навсегда.

Касаясь сути проблемы, Л. Нерсесян подчеркивает, что "речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций". "О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – не трогать и дуть теплым воздухом, сохранять постоянную температуру и влажность, - приводит сайт Грани.ru слова Нерсесяна. - Ведь рублевская "Троица" "является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры".

Гарантий сохранности памятника в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы паломников кинутся к ней "прикладываться", не сможет дать никакой "чудо-ящик". В этом, по словам сотрудника ГТГ, признался сам его создатель.

Ко всему сказанному, отмечает Левон Нерсесян, можно прибавить еще одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и Церкви в этой ситуации почти ни при чем. По его мнению, большинство представителей РПЦ, понимают, что "Троицу" надо сохранить – хотя бы для следующего поколения. И даже представители Троице-Сергиевой лавры, которые присутствовали на реставрационном совете в ГТГ, в конце концов, выразили в кулуарах сомнение в необходимости намеченной акции.

Как заметил Нерсесян в комментарии одному из читателей блога, между музеем и Церковью существует специальная договоренность об использовании "Троицы" в богослужениях: раз в год икону Андрея Рублева, заключенную в специальную капсулу, на руках переносят из ГТГ в домовый храм святителя Николая в Толмачах. "Это опасно, но не смертельно. Лавра - практически смертельно", - приводит ИА "Ореанда" слова эксперта.

В публикации на сайте "Избранное.ru" подчеркивается, что Левон Нерсесян призвал пользователей блогосферы и независимых журналистов сделать ситуацию вокруг "Троицы" гласной.

Церковь настаивает на своем

Как стало известно, на состоявшемся в ГТГ расширенном реставрационном совете, посвященном просьбе Патриарха, где, кроме руководства галереи присутствовали руководители Русского музея, Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева и других учреждений, представители музейного сообщества негативно отнеслись к возможному "путешествию" иконы Андрея Рублева в Троице-Сергиеву лавру. Об этом рассказал пресс-секретарь Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский, заявивший, что на совете "не было ни одного выступления, в котором бы поддерживалась просьба Церкви". Вигилянский, со своей стороны, подчеркнул, что Церковь может поднимать вопрос о том, чтобы особо почитаемые иконы были бы изредка явлены верующим, потому что они писались для верующих и мыслились как связь человека с Богом.

Директор Третьяковки согласен пойти навстречу просьбе Патриарха, но лишь при согласии реставраторов

Между тем генеральный директор Третьяковской галереи Валентин Родионов заявил, что согласен передать для временного поклонения в Троице-Сергиеву лавру икону Андрея Рублева "Святая Троица", для которой она была написана, но лишь при согласии реставраторов.

"Мы можем рассматривать вопрос о выдаче этой иконы на несколько дней, как просит Святейший Патриарх. Но перед этим необходимо решить три вопроса. Если хотя бы один из них не решается, то вывозить нельзя", - заявил накануне В. Родионов порталу "Интерфакс-Религия".

По словам директора, во-первых, необходимо изготовить специальную капсулу, в которой икона будет перевозиться и где будут поддерживаться необходимый температурный режим и режим влажности.

Как сообщил собеседник агентства, Московский завод полиметаллов "обещает сделать такую капсулу или витрину". В. Родионов напомнил, что уже 14 лет галерея выдает Донскую икону Божией Матери столичному Донскому монастырю в капсуле, которую изготовил этот завод, "и никаких проблем не возникало".

Второй момент, продолжил он, заключается в том, что "везти икону довольно далеко, поэтому необходимо иметь специальный автомобиль на очень мягком ходу".

"Такие машины (для перевозки музейных экспонатов) производят зарубежные фирмы. Ее стоимость составляет около 200 тысяч долларов. Я думаю, что такую вещь мы можем приобрести при помощи наших благотворителей либо взять в аренду", - сказал директор Третьяковки.

Кроме того, по его словам, необходимо "тщательно исследовать весь маршрут, дорогу, по которой будет перевозиться икона, - все выбоины и так далее".

"Третий вопрос - самый главный: наши специалисты-реставраторы должны сказать, смогут ли они укрепить икону, чтобы она не пострадала при транспортировке. Я такую задачу перед своими реставраторами поставил, сказал, что можно приглашать любых специалистов - не только из Москвы, но и со всей России, а может быть, даже и мирового значения, чтобы они внимательно проработали вопрос", - заявил В. Родионов.

Он добавил, что ожидает получить окончательный ответ от специалистов ближе к лету.

В свою очередь главный хранитель Третьяковки Екатерина Селезнева сообщила агентству, что "Троица" Рублева покидала пределы галереи при эвакуации во время Великой Отечественной войны.

По ее словам, в запасниках галереи в настоящее время хранится более четырех тысяч икон.

Печальная судьба наследия Андрея Рублева

Между тем судьба наследия великого русского иконописца, которое, к сожалению, не столь многочисленно, уже давно вызывает серьезное беспокойство научной общественности. В Успенском кафедральном соборе во Владимире из-за протечек в кровле серьезно страдают уникальные фрески Андрея Рублева. Об этом заявляет заслуженный деятель искусств РФ, научный руководитель реставрационных работ в соборе Александр Скворцов. В храме необходимо ввести жесткий контроль всех посещений, считает руководитель реставраторов.

Сохранности фресок Андрея Рублева наносит вред пыль, влага и разность температур, что связано с непрерывным потоком посетителей, стремящихся в храм. "Двери почти не закрываются. Поток посетителей огромен, постоянно горят свечи низкого качества: все это потребительское отношение к древней жемчужине и обеспечивает длительные реставрационные работы", - отмечает Скворцов.

"Можно бесконечно заниматься ликвидацией лоскутных проблем на стенах храма, но сырость постоянно проникает внутрь и разрушает всю живопись. Кровля безнадежно устарела. Если не будет решена проблема нормализации температурно-влажностного режима, все труды здесь будут напрасны", - убежден реставратор.

Успенский кафедральный собор во Владимире является уникальным памятником архитектуры XII века и находится под охраной ЮНЕСКО. Собор - это единственное место на земле, где на площади более 300 кв. м сохранились фрески Андрея Рублева.