Тысячи людей в Великую субботу стали свидетелями схождения благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Священный огонь появился в кувуклии (небольшой часовне, сооруженной, как считается, над местом погребения Иисуса Христа) во время молитвы патриарха Иерусалимского Феофила, как это бывает каждый год накануне православной Пасхи, сообщает "Интерфакс".
После схождения огня патриарх передал святыню верующим, которые зажгли от нее связки из 33 свечей - по возрасту Христа.
Схождению огня предшествовала сложная церемония: двери кувуклии опечатали большой восковой печатью в знак того, что ее осмотр закончен, и в ней нет ничего, что позволило бы Иерусалимскому патриарху зажечь огонь обычными средствами.
К этому моменту храм был до отказа заполнен верующими - как местными православными арабами, так и паломниками из разных стран. Большие группы верующих традиционно прибывают в эти дни на Святую Землю из стран постсоветского пространства.
Вскоре после опечатывания кувуклии в храм вбежала православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным. Молодые люди сидели на плечах друг у друга, прося Богородицу и Господа, чтобы они даровали благодатный огонь, и выкрикивая: "Наша вера - правая, наша вера - православная".
Незадолго до появления патриарха Феофила была снята печать с двери кувуклии, а в пещеру внесли большую лампаду и 33 свечи. Затем патриарх зашел внутрь, и наступило ожидание. Присутствующие молились, прося даровать огонь. Молитва продолжалась до тех пор, пока это событие не произошло.
На торжестве в храме присутствует, в частности, делегация Фонда Андрея Первозванного, которая ближе к полуночи доставит огонь к патриаршему пасхальному богослужению в храме Христа Спасителя в Москве.
Святыня будет отправлена также в десятки российских регионов, в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Впервые благодатный огонь описал русский монах Даниил, совершивший паломничество на Святую Землю в начале XII века. "И когда минул девятый час и начали петь проходную песнь "Господу поем", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом той церкви, и пошел дождь небольшой над Гробом Святым, и смочил нас хорошо, стоящих на Гробе. И тогда внезапно воссиял Свет Святой в Гробе Cвятом: вышло блистание страшное и светлое из Гроба Господня Святого", - писал он.
Верующие спросили патриарха Кирилла о Благодатном огне - Церковь ответила
Отметим между тем, что несколько лет назад на сайте Фонда христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки Войно-Ясенецкого было опубликовано обращение группы верующих Русской православной церкви к Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором они просили предстоятеля РПЦ "в силу присущей" ему "мудрости и проницательности" дать от имени полноты Церкви богословскую, литургическую и историческую оценку "огню Великой Субботы", а также распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания в дни празднования православной Пасхи.
"В последние годы, - писали авторы обращения, - в России стала весьма популярна встреча пасхального огня, ежегодно возжигаемого в Святой Кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме. Тысячи верующих становятся участниками обрядов, ранее неведомых нашей Церкви".
"Встреча Благодатного огня в некоторых приходах и целых епархиях соединяется с богослужебным чинопоследованием, передача его в храме от одного молящегося к другому превращается в некое тайнодейство. Духовенству даже приходится прерывать пасхальную службу из-за чрезмерного желания верующих как можно скорее получить свою частичку иерусалимского огня", - говорилось в письме.
"Вследствие ежегодных телевизионных трансляций богослужения Великой Субботы из Иерусалима многие россияне начинают полагать, что иерусалимский огонь Святой Пасхи является событием, "побеждающим естества чин", и средоточием веры православного христианина", - отмечалось в обращении.
"Между тем в православном мире существуют сомнения в том, могут ли чудеса Божии совершаться "по расписанию", пусть и богослужебному. Более того, видные православные иерархи, богословы и историки Церкви, среди которых преосвященный епископ Порфирий (Успенский), Игнатий Крачковский, Николай Успенский отрицают сверхъестественную, чудесную природу явления "огня Великой Субботы". История богослужения однозначно свидетельствует, что сегодняшний обряд в храме Гроба Господня есть порождение чина возжжения нового огня на Пасху, который некогда совершался в каждой христианской общине. Почитаемые в православном мире собеседники иерусалимских иерархов подтверждают, что огонь в кувуклии зажигается от лампады, скрытой за подвижной иконой. Слова Святейшего Иерусалимского Патриарха Феофила III, сказанные накануне Пасхи 2008 года о том, что служба огня Великой Субботы есть лишь одно из церковных священнодействий, подтверждают их правоту", - писали авторы письма.
"Мы осознаем, что возжигаемый в Иерусалиме на Пасху огонь "все-таки есть огонь священный, получаемый с места священного". Его путешествие в Россию становится одним из знамений единства Вселенской церкви и добрым знаком единства православных народов. Однако мы, верные чада Матери-Церкви, выражаем свою христианскую озабоченность рекламной шумихой, политическими спекуляциями и нездоровой суетой вокруг Благодатного огня, зачастую оборачивающейся настоящим суеверием. Мы просим Вас, Ваше Святейшество, в силу присущей Вам мудрости и проницательности, дать от имени полноты Русской Православной Церкви богословскую, литургическую и историческую оценку как самому "огню Великой Субботы", возжигаемому в Иерусалиме, так и распространившейся в последнее время практике его чрезмерного почитания в дни празднования Светлого Христова Воскресения", - заключали верующие свое письмо.
На это обращение через несколько дней последовал ответ протоиерея Всеволода Чаплина, который тогда являлся председателем Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. Священник подчеркивал, что ежегодное принесение святыни во многие страны демонстрирует "силу единства православных христиан в молитве, вере, надежде на Бога и взаимной любви". Физическая же природа этого явления, возможно, "нуждается в дополнительном исследовании".
Благодатный огонь, по церковной традиции, "подается Господом" по молитвам православных христиан, а некоторые современные исследования уже свидетельствуют о чудесной природе этого явления, отмечал представитель Церкви.
"Для многих очевидно, что огонь подается по молитвам верующих особым образом", - сказал Всеволод Чаплин, отвечая на вопрос СМИ. По его словам, физическая природа этого явления, возможно, "нуждается в дополнительном исследовании". "Некоторые ученые сейчас эту природу исследуют и приходят к очень интересным выводам. В Рунете недавно была опубликована статья относительно физической природы этого явления, свидетельствующая о том, что это явление - необычное, чудесное", - констатировал глава Синодального отдела.
Он отметил, что Благодатный огонь почитается верующими разных стран, и в последнее время все больше, в том числе и на канонической территории Московского Патриархата (в России, на Украине, в Молдавии).
"И главное чудо здесь, главный урок нам - это не только необычность явления с точки зрения законов природы, но и то молитвенное горение, тот священный пламень веры, который присутствует и в самом храме Гроба Господня, когда подается Господом этот Благодатный огонь, и во всех тех местах, где верующие его встречают", - подчеркнул Всеволод Чаплин.
Он выразил благодарность Фонду Андрея Первозванного, который сделал принесение в Россию Благодатного огня из иерусалимского храма Гроба Господня общенациональным событием. "Дай Бог, чтобы оно действительно объединяло людей не во внешнем почитании символов, а в молитве и почитании Воскресшего Христа, во имя Которого Господь и дает нам этот Благодатный огонь", - пожелал протоиерей Всеволод Чаплин.