Есть все основания полагать, что двойной теракт в московском метро 29 марта действительно организован по прямому указанию лидера северокавказского подполья Доку Умарова, и то, что террористы рано или поздно доберутся до Москвы, было понятно еще после подрыва "Невского экспресса" в ноябре 2009 года. Так считает обозреватель Радио Свобода, эксперт по Северному Кавказу Андрей Бабицкий.
По его мнению, уже прошлым летом стало ясно, что подполье перешло к террористической деятельности, причем в серьезных масштабах. Осенью Доку Умаров, выступив на сайте "Кавказ-центр", заявил, что считает гражданские объекты и гражданских лиц позволенной целью, поскольку население России платит налоги и поддерживает власть, ведущую войну в Чечне. После этого свыше 20 подрывов смертников доказали, что эта стратегия была применена не только концептуально, но и практически, рассуждает Бабицкий.
То, что взрывы на станциях "Парк Культуры" и "Лубянка" организовал Доку Умаров, подтверждается, во-первых, тем, что он сам взял ответственность, считает журналист. Во-вторых, посмертные письма идеолога боевиков Саида Бурятского и его прижизненные статьи дают понять, как действует подполье: все акции шахидов в обязательном порядке контролируются и планируются непосредственно Умаровым.
- В Госдуме не верят признанию Умарова: он слишком высокого мнения о себе и своих возможностях
Бабицкий считает при этом, что Умаров не производит впечатления религиозного фанатика. "Наоборот, его можно отнести к той части боевиков, которые скорее исповедуют идеи национально-освободительной борьбы", - заявляет он.
Само северокавказское вооруженное подполье - это чрезвычайно децентрализованная, фактически горизонтальная структура, глубоко законспирированная и очень эффективная. "Для того, чтобы уничтожить боевиков, надо извести все леса в Чечне, Ингушетии и Дагестане, сравнять горы. Пока эти естественные укрытия есть, поймать боевиков очень сложно: их не очень много, всего несколько сотен человек, они разделены на мелкие группы, которые постоянно двигаются и ночуют каждую ночь в новом месте", - рассказывает эксперт.
Для победы над ними у российских силовых структур нет опыта, нет школы, нет понимания, как с этим явлением бороться, подчеркивает он. Есть концепция эффективного насилия, которая была положена в основу контртеррористической операции и была, по мнению Бабицкого, изначально сформулирована Владимиром Путиным. Но ее главный промах - отсутствие политических методов борьбы, методов изучения противника на доктринальном уровне. "Мне кажется, что 10 лет войны (в Чечне - прим. ред.) показали, что эффективным чистое насилие быть не может", - заключает обозреватель Радио Свобода.
Напомним, Доку Умаров в своем обращении в интернете, заявил, что теракты в московском метро являются "местью за резню" среди мирных чеченцев и ингушей, которую якобы устроили российские спецслужбы. Он вновь пригрозил, что война придет на территорию России, чтобы и там почувствовали ее "на своих шкурах".